Содержание:
Крылов Владимир Викторович
Лучший врач России по версии национальной премии «Призвание» за проведение серии уникальных операций по спасению парализованной пациентки с множественными травмами и переломами позвоночника (2007).
Содержание:
Статью проверил врач:
Лебедев Василий Сергеевич
Психиатр, психотерапевт
* Информация в справочнике пациента не является рекомендацией по лечению. Получить актуальную информацию о методах диагностики, лечения и реабилитации Вы можете по телефону +7 (495) 172-40-71.
Дата публикации: 26.09.2024
Дата обновления: 30.09.2024
Материнская доминанта — это последовательность биологических и психологических реакций, возникающих в связи с готовностью и желанием женщины стать матерью. Они образуют сменяющие друг друга доминантные состояния в организме, связанные с биологическими (прежде всего гормональными) изменениями, а также взаимовлияниями психологических и социальных факторов. Это понятие впервые ввел русский физиолог Александр Ухтомский.
Материнская доминанта состоит из последовательно сменяющихся гестационной, родовой и холдинговой («лактационной») доминант
Гестационная доминанта (ГД) – это сложное биопсихосоциальное состояние женщины, которое она испытывает в период от зачатия до подготовки к родоразрешению. В связи с распространенностью заболеваний, влияющих на репродуктивную функцию женщины, а также социальными и психоинформационными влияниями современного общества, элементы гестационной доминанты могут иметь значение у женщины на этапе планирования беременности («осознанное родительство») или при лечении нарушений репродуктивной функции как у самой женщины, так и у ее партнера.
Как любая из материнских доминант, гестационная доминанта состоит из биологического и психологического компонента.
Отсутствие у женщины психологической зрелости, наличие невыявленных или запущенных форм любых болезней, хронического стресса (дисгармоничных парных отношений, конфликтов внутри семьи, «тлеющих» последствий психических травм детско-юношеского возраста, внутриличностных конфликтов системы ценностей и т.д.) отрицательно влияют на женщину, что изменяет формирование материнской доминанты и приводит к возникновению конкурирующей «стрессовой» доминанты. Это чревато нарушениями становления материнской доминанты, изменению ее структуры, что в конечном итоге может оказать влияние на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее рост и созревание как физические, так и психические.
Психологический компонент ГД обусловлен перестройкой психики, когда с участием гормонов нарастает и стойко удерживается очаг возбуждение в определенных центрах головного мозга, и при этом усиливается торможение в других отделах центральной нервной системы. В результате появляется совокупность механизмов психической саморегуляции, формирующих отношение женщины к своей беременности и материнству, и которая направлена на создание условий для вынашивания и развития будущего ребенка. Это приводит к появлению господствующих стойких эмоционально-поведенческих схем реагирования на окружающие условия, людей и их поведение. И именно в такие моменты не позднее 7-го месяца беременности рекомендуется выходить в полноценный декретный отпуск, чтобы не навредить окружающим.
Различают благоприятный, отклоняющийся от благоприятного и неблагоприятный типы психологического компонента ГД. Любые типы психологического компонента ГД отличающиеся от оптимального, имеют потенциал влияния на благоприятность исхода вынашивания родов и последующего роста и развития ребенка.
Также существует разделение типа психологического компонента гестационной доминанты по характерным эмоционально-поведенческим схемам реагирования, наблюдаемым в период ее проявления.
Формируется у женщины, имеющей другую равную по силе психологическую доминанту. Подгруппа женщины молодого, часто студенческого, возраста, это, не завершившие психологический переход из старшего подросткового психологического этапа развития в юношеский, личности. У таких женщин часто беременность незапланированная или же от партнера с кем отсутствуют стойкие парные отношения. Обладательницы такого психологического типа не меняют привычного ритма и уклада жизни, продолжают вести прежнюю активность – отказываются брать академический отпуск, активно готовятся и сдают экзамены, занимаются спортом без учета беременности, в т.ч. травмоопасными видами, посещают вечеринки, позволяют себе употреблять алкоголь, практикуют опасные формы поведения. Подгруппа женщин зрелого возраста наоборот четко планируют беременность, часто принимают решение завести ребенка, не имея постоянного партнера (от донора), опираясь на справедливое опасение, что с повышением возраста увеличивается вероятность осложнений при беременности. Такие женщины имеют высокую социальную реализованность, высокий уровень образования, увлечены работой, занимают руководящие посты. Однако такие женщины имеют конкурирующую психологическую доминанту карьеры и профессиональных достижений. В целом женщины гипогестогнозической доминанты не готовы менять привычный жизненный стереотип, у них «не хватает времени» встать на учет в женскую консультацию, посещать врачей, выполнять их назначения. Имея этот тип доминанты, женщины скептически относятся к курсам дородовой подготовки, пренебрегают занятиями, самостоятельно не проявляют интерес к повышению осведомленности об уходе за собой и детьми. В будущем такие женщины уход за детьми часто передоверяют другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери «очень заняты». Всему этому в будущем сопутствуют такие типы семейного воспитания, как гипопротекция (оставление без внимания), эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств. Нередко этот психологический тип также встречается у многодетных матерей, неоднократно прошедших «путь материнства».
Формируется у женщин, относящихся к материнству как средству достижения психологического удовлетворения и признания со стороны окружающих. Нередко это женщины, имеющие демонстративно-истерическую акцентуацию личности. Формированием такого типа доминанты также может завершиться длительно проходивший период лечения бесплодия, требовавший от женщины большого эмоционального напряжения и материальных вложений. Женщины с таким типом доминанты претенциозны по характеру, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей, манжируют участие и переживания партнера. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, нюансируются физические сигналы тела, недомогания и трудности преувеличиваются. Курсы молодых матерей и осмотры врачами посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально. Часто такие женщины становятся активными сторонницами вычурных систем оздоровления и духовных практик, при этом акцент в них делается на героизации женщины, вынашивающей ребенка. Нередко беременность у женщин с таким типом становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. Эйфорическому типу доминанты соответствует в будущем излишнее расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперопека, балование, психологическое стремление задержать социопсихологическое развитие ребенка на этапе дошкольного возраста. Нередко в семьях отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Выражается в наличии значительных тревожных переживаний у женщины, а также навязчивого характера сомнений относительно своего состояния и будущих родов. Тревожные мысли и переживания могут распространятся и на самооценку себя или партнера в качестве родителей, появляются сомнения относительно возможности реализовать максимальный потенциал ребенка. Сверхвысокое эмоциональное напряжение при тревожных переживаниях напрямую влияет на физическое состояние женщины и может стать фактором, утяжеляющим как вынашивание, так и родоразрешение. Как правило такой тип ГД развивается у заведомо тревожных личностей, которые в детстве столкнулись с гипоопекой или эмоциональным отвержением родителей, имеющие когнитивную схему преодоления стресса по типу «все зависит только от меня». Также тревожный тип ГД проявляется у женщин, имевших до зачатия нерешенные проблемы психологической тревожности. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.), однако женщина переоценивает имеющиеся проблемы или же не может объяснить себе неуверенность и отсутствие психологической опоры, которые связаны с тревогой. Нередко состояние женщины сопровождается значительной ипохондричностью. Женщины с таким типом ГД склонны образовывать «защитные» когнитивные и эмоциональные схемы, напрямую меняющие их поведение и эмоциональное реагирование – появление внезапной духовности, повседневных ритуалов (бытовых примет), обращение к изучению способов диагностики и лечения в народной и альтернативной медицине, гаданиям и прочим методам иррационального познания. При этом опора в обращении к этим направлениям делается на выполнении ритуалов и исполнении правил, а истинная духовная составляющая практик воспринимается как «сложная». Такие же взаимоотношения женщина с тревожным типом ГД выстраивает с традиционными религиями – поверхностный ритуальный уровень вероисповедования становиться главнее духовного. Тревожный тип ГД ведет в будущем к гиперопекающему типу родительства, формированию у ребенка тревожности, нерешительности, сниженной инициативности, или же «синдрому отличника». Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу-гинекологу, так и специалистам ведущим курсы дородовой подготовки, однако женщины с этим типом ГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь, так как окружающие психологизируют состояние женщины и недооценивают выраженности психоневрологических изменений.
Обусловлен склонностью женщины к реакциям истощения нервных процессов при адаптации в новом психосоциальном и физическом качестве. Прежде всего это проявляется резко сниженным фоном настроения, общей физической слабостью, снижением способности радоваться, появлением непостоянных жалоб на нездоровье, не имеющих физической основы и способов объективной оценки (головные боли, боли в разных частях тела, тошноту, приступы слабости, головокружение, «мурашки», внезапное похоладание конечностей, приступы жара и т.д.). Женщина, ранее с воодушевлением ожидавшая материнства, теперь говорит, что не хочет ребенка, испытывает страх родить «урода», не верит в свои силы выносить и родить, чувствует недоверие к специалистам, боится умереть. Женщина много плачет (в т.ч. в одиночестве), высказывает мысли, что беременность изуродовала ее, боится быть брошенной мужем или партнером. Женщина со «слабым» типом ГД может начать воспринимать беременность как наказание или необходимое испытание для снятия психологического бремени за предыдущие ошибки. В некоторых семьях родственники и близкие воспринимают такое поведение как «капризы», «бзики», «эгоистичность», что значительно осложняет состояние женщины и углубляет степень ее переживаний. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредоподобные ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции. Такой тип ГД оказывает наибольшее влияние на физическое состояние женщины и может быть основой для акушерских заболеваний. Женщины с ГД депрессивного типа нуждаются в послеродовом мониторинге как группа риска по послеродовой депрессии и отказам от ребенка после его рождения.
Отмечается у женщин, которые относятся к своей беременности ответственно, но без излишней тревоги. В этих случаях, как правило, партнерское взаимодействие зрелое, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими партнерами, которые более часто к началу беременности уже находятся в зарегистрированном супружестве. Беременная женщина продолжает вести достаточно активный образ жизни, но своевременно пользуется помощью врачей и парамедицинских специалистов, выполняет рекомендации, следит за своим здоровьем, имея зрелую мотивацию успешно занимается на курсах для беременных и самостоятельно расширяет знания в сфере материнства, критически относиться к сведениям полученным самостоятельно. Оптимальный тип способствует наименьшей вероятности развития в будущем дисгармоничного стиля воспитания и ведет к укреплению как горизонтальных (свое поколение) так и вертикальных (другие поколения) связей в семье.
Для женщины «путь материнства» это период, имеющий совокупность множества факторов и обстоятельств, поэтому психологический компонент гестационной доминанты никогда не бывает четко соответствующим вышеуказанным описаниям. На психологическое состояние могут влиять события в жизни женщины, оказывая влияние на природный детерминированный тип деятельности. Например, женщина, имея при планировании беременности тревожный тип ГД, но получив психологическую поддержку со стороны семьи и близких, имея доступ к государственным мерам стимулирования рождаемости, становится способна преодолеть тревожность и ее тип доминанты преобразуется в оптимальный.
В связи с высокой значимостью наравне с физиологическим, психологического компонента гестационной доминанты женщина на всех этапах реализации «пути материнства» нуждается в участии психолога или психотерапевта. Это обеспечит выявление признаков отклоняющегося от благоприятного типа ГД, что позволит своевременно предпринять профилактические меры для сохранения физического и психического здоровья и матери и будущего ребенка.