Содержание:
Крылов Владимир Викторович
Лучший врач России по версии национальной премии «Призвание» за проведение серии уникальных операций по спасению парализованной пациентки с множественными травмами и переломами позвоночника (2007).
Содержание:
Статью проверил врач:
Лебедев Василий Сергеевич
Психиатр, психотерапевт, детский психиатр
* Информация в справочнике пациента не является рекомендацией по лечению. Получить актуальную информацию о методах диагностики, лечения и реабилитации Вы можете по телефону +7 (495) 172-40-71.
Дата публикации: 22.10.2024
Дата обновления: 22.04.2025
Начнем с того, что не всякая повышенная возбудимость ребенка — это «гиперактивность». У детей возраста менее 3 лет (то есть до вступления в первый пубертатный кризис) такого симптомокомплекса как гиперактивность быть не может. Это связано с необходимым для этого созреванием двух систем: системы целеполагания и системы торможения импульсивных условно-рефлекторных движений, которая опирается на развитое количество связей между нейронами в областях коры мозга, имеющих название «неокортекс» (есть только у человека). Фактически эту способность, появляющаяся к 3 годам, можно назвать осознанность, и она является частью психологического понятия «Я-самость». Поэтому, без появления осознанности не может быть гиперактивности как симптомокомплекса нарушения именно администрирования возбуждения и торможения.
Любые признаки «гиперактивности» до 3 лет называются – нервная «возбудимость». И с ней обязательно обращаемся к педиатру и детскому неврологу. Также не забываем, что возбудимость может быть временным явлением и отражать процесс созревания нервной системы.
Гиперактивность – состояние, при котором двигательная активность и нервная возбудимость превышают условную норму, не соответствуют ситуации, и приводит к снижению продуктивности как моторной, так и умственной деятельности. Советую опираться в оценке на слово «неуместность». Ребенок, который своей активностью мешает взрослым (например, в магазине, в банке, в транспорте и т.д.) скорее всего не проявляет гиперактивность. Такой ребенок действует и ведет себя сообразно своей оценке обстановки и максимально осваивает пространство. Ребенку неинтересен процесс покупки продуктов в супермаркете или посещения банка, и из-за этого актуализируется самостимуляция. Важно понимать, что под гиперактивностью понимается не просто повышенная двигательная активность, но и импульсивность и недостаточность механизмов волевого контроля.
Если у ребенка наблюдаются признаки гиперактивности, это не значит, что у ребенка СДВГ или другое психоневрологическое расстройство. Гиперактивность может присутствовать как симптом различных других состояний, например недостаточности нутриентов или быть временной как отражение сложной психологической ситуации в семье. Поэтому откажитесь от самостоятельной диагностики и тем более лечения и обратитесь к специалистам – педиатру, неврологу, психиатру. Также для более точной диагностики возможно понадобиться участие нейропсихолога-педагога.
Как родители могут помочь ребенку с гиперактивностью? Конечно же заручиться помощью специалистов. Если Вы заметили у своего ребенка признаки гиперактивности, не делайте из этого проблему – понаблюдайте за своим ребенком, оцените всегда ли проявляется гиперактивность? Не связана ли она с отдельными условиями или обстоятельствами, людьми в его жизни? Проанализируйте события в Вашей семье, собственный образ жизни и характер общения с окружающими, возможно, ребенок копирует Ваши особенности реагирования? Вооружившись именно этими результатами, обратитесь за консультацией к педиатру и психологу. Независимый взгляд специалиста расставит все по местам.
И вот как Вы можете самостоятельно облегчить жизнь своему ребенку, если на данный период жизни у него проявляется гиперактивность:
Болезни с расстройством активности и внимания (где всегда присутствует гиперактивность) по статистике у детей присутствует всего лишь в 10%, а с возрастом распространенность этих проявлений снижается до 2,5-3%. Поэтому стоит спокойно относиться к наличию гиперактивности у ребенка. У большинства детей это просто этап формирования сложной системы контроля поведения, который у многих не завершается даже по достижению биологически зрелого возраста. Рассматривайте гиперактивность вашего ребенка как сигнал для применения более целенаправленных мероприятий по воспитанию и обучению, но все же будьте в сотрудничестве со специалистами: педагогами, психологами и врачами. Ведь именно ваш ребенок особенный и достоин лучшего.