Колоноскопия под наркозом

Эндоскопические исследования органов пищеварительной системы позволяют получить ценную диагностическую информацию. Кроме того, с помощью эндоскопической техники врач может провести и некоторые лечебные манипуляции.

Колоноскопия — относительно часто выполняемая эндоскопическая процедура. Она сопровождается сравнительно небольшим дискомфортом. Однако в некоторых случаях (например, при низком болевом пороге, структурных особенностях кишечника) бывает целесообразно выполнить колоноскопию под наркозом (также известную в обиходе как «колоноскопия во сне»). Если это ваш случай, вам помогут специалисты нашего медицинского центра. О том, как делают колоноскопию под наркозом, как подготовиться к процедуре, а также о некоторых других моментах читайте далее.

Что такое колоноскопия?

Колоноскопия (фиброколоноскопия, ФКС, видеоколоноскопия) — это эндоскопическое исследование всех отделов толстой, а также конечного отдела тонкой кишки. Проводится с помощью специального оптического прибора — колоноскопа (фиброколоноскопа, видеоколоноскопа).

Виды наркоза при колоноскопии

Наркоз (синоним — общая анестезия) — это широкое понятие. Для введения в наркоз используются так называемые гипнотические препараты (гипнотики) короткого действия, наркотические анальгетики (обладают обезболивающим эффектом), миорелаксанты (расслабляют мышцы). Проводится интубация трахеи и ИВЛ (искусственная вентиляция лёгких).

Седация (её ещё называют медикаментозным сном) — это частный случай наркоза. Она заключается в том, что пациенту вводят только гипнотики короткого действия.

В зависимости от вида наркоза врач контролирует различные параметры пациента: частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхательных движений (ЧДД), артериальное давление (АД), электрокардиограмму (ЭКГ), насыщение крови кислородом и др.

Во время колоноскопии под наркозом пациент фактически спит. Однако в зависимости от конкретных задач, которые стоят перед врачами, метод обезболивания может отличаться. Чем более инвазивное, болезненное, продолжительное вмешательство планируется, тем серьёзнее анестезия.

Показания для колоноскопии под наркозом

Условно их можно подразделить на показания для собственно колоноскопии и на показания для исследования под наркозом. В числе показаний к колоноскопии вообще:

• Появление в кале крови, гноя.
  • Частые запоры, поносы.
  • Боли в животе.
  • Вздутие живота.
  • Некоторые изменения в результатах других методов диагностики (например, снижение уровня гемоглобина, обнаружение скрытой крови в кале).
  • Плановое обследование: при наличии воспалительных заболеваний толстой кишки, после хирургических вмешательств на ней, при наличии полипов либо иных новообразований толстой кишки у родственников (в настоящее время либо в прошлом).
  • Профилактика (по достижении 40 лет и позднее). Исследование выполняют у лиц без симптомов, которые могут свидетельствовать о возможной патологии кишечника. Диагностику проводят для исключения/раннего выявления новообразований и других патологий толстой кишки.

Среди показаний к применению наркоза при колоноскопии:

• Перенесённые хирургические вмешательства на органах малого таза, брюшной полости, из-за чего могут сужаться какие-то отделы кишечника, через которые проходит колоноскоп. Как следствие, выше вероятность того, что исследование без наркоза будет болезненным.
  • Негативный опыт предыдущей колоноскопии.
  • Повышенная эмоциональность, склонность к тревожности, паническим атакам.
  • Повышенная чувствительность к боли, страх даже перед несильной болью.

Противопоказания к колоноскопии под наркозом

Среди них:

• Острый инфаркт миокарда и декомпенсированная сердечно-лёгочная недостаточность.
  • Аневризма аорты.
  • Инсульт.
  • Молниеносная форма колита.
  • Острый дивертикулит.
  • Напряженный асцит.
  • Острый инфекционный процесс любой локализации.

Учитывая особенности организма пациента, врач определяет, можно или нельзя проводить исследование.

Преимущества и недостатки процедуры под наркозом

В числе преимуществ:

• уменьшает неприятные ощущения и излишнее волнение перед манипуляцией; у пациента не остаётся никаких неприятных воспоминаний после процедуры;
  • во время колоноскопии пациент спит и ничего не чувствует;
  • исследование проходит спокойнее и для врача;
  • доктор может не только осмотреть органы, но и выполнить лечебные манипуляции — например, удалить полип;
  • у колоноскопии под наркозом более высокий профиль безопасности, так как проводится мониторинг основных жизненных функций; перед манипуляцией врач-анестезиолог осматривает и опрашивает пациента, иногда назначает дополнительные исследования, что позволяет учесть все нюансы, касающиеся состояния здоровья пациента.

Среди недостатков:

• после исследования, в течение всего оставшегося дня, нельзя водить транспортные средства, заниматься любой деятельностью, связанной с мелкими движениями, требующей сосредоточенности, точности, быстроты реакции;
  • нужен кто-то, кто заберёт пациента из клиники и отвезёт домой;
  • небольшой риск развития побочных эффектов при применении медикаментов;
  • более высокая цена по сравнению с колоноскопией без наркоза.

Подготовка к колоноскопии под наркозом

Предварительное обследование

Пациента осматривает анестезиолог. По показаниям проводятся консультации узких профильных специалистов, терапевта, дополнительные обследования (например, если у пациента есть какие-либо заболевания, он перенёс инфаркт, инсульт, ему предстоит эндоскопическое удаление полипов, биопсия).

В числе лабораторно-инструментальных исследований:

• общий и биохимический анализ крови;
  • коагулограмма;
  • определение группы крови и резус-фактора;
  • исследования на сифилис, гепатиты B и C, ВИЧ;
  • флюорография;
  • электрокардиограмма (ЭКГ).

Подробнее о некоторых видах диагностики читайте по ссылкам ниже:

Лабораторная диагностика
Рентгеновские исследования
Электрокардиография (ЭКГ)

Если вы принимаете какие-нибудь препараты, обязательно заранее скажите об этом врачу-эндоскописту и анестезиологу, так как нужно будет решить вопрос о возможном краткосрочном прерывании их приёма (только после согласования с лечащим врачом, назначившим препараты).

Если у вас когда-либо были аллергические реакции, в том числе и на медикаменты (обезболивающие и др.), заранее непременно сообщите об этом докторам.

Подготовка кишечника

Подробнее о ней читайте по ссылкам ниже:

Подготовка к колоноскопии (исследование до 14:00)
Подготовка к колоноскопии (исследование после 14:00)

Обо всех нюансах подготовки вам расскажут наши специалисты.

Процесс проведения колоноскопии под наркозом

• Пациент ложится на левый бок, подтягивает колени к груди.
  • Пациенту в вену устанавливают катетер, через который вводят препарат, вызывающий сон, а также другие средства по показаниям. Обследуемый засыпает.
  • Наконечник (дистальный конец) колоноскопа смазывают веществом, облегчающим продвижение наконечника и гибкой части колоноскопа.
  • Вводят наконечник в просвет кишки, медленно продвигают его вперёд. Перед наконечником нагнетают воздух, чтобы расширить просвет кишки (это помогает получить качественное изображение на мониторе, позволяет при необходимости взять образцы биологического материала для дальнейшего исследования).
  • Тщательно осматривают слизистую оболочку прямой, всей ободочной, слепой кишки, а также конечный отдел подвздошной кишки (это часть тонкого кишечника). Оценивают цвет слизистой оболочки, её рельеф, наличие на ней дефектов или образований (например, полипов), и т.д.
  • Обследуемый просыпается только после завершения процедуры.

Результаты колоноскопии

По завершении обследования доктор проанализирует полученные данные и подготовит заключение.

Пациента обязательно должен кто-то забрать и отвезти домой. Весь оставшийся день пациенту нельзя водить транспортные средства, заниматься любой деятельностью, связанной с мелкими движениями, требующей сосредоточенности, точности, быстроты реакции.

Хотите узнать больше о направлении эндоскопической хирургии? Переходите на эту страницу

Эндоскопия кишечника под наркозом в UNIКлиник

Колоноскопия — это инвазивная процедура, к которой нужно хорошо подготовиться. При необходимости нужно будет пройти некоторые исследования (анализы крови, ЭКГ и др.). Всё это можно будет сделать в нашем многопрофильном медицинском центре.

Записаться на консультацию к врачу, на фиброколоноскопию под наркозом вы можете по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в медицинском центре.