Подростковый возраст глазами детского кардиолога

В организме любого человека функционирует вегетативная нервная система (ВНС) — отдел нервной системы, контролирующий и регулирующий работу всех внутренних органов, способствующий поддержанию относительного равновесия внутренней среды организма (гомеостаза).

Деятельность ВНС неподвластна воле и контролю сознания человека. ВНС участвует в регуляции множества биохимических и физиологических процессов (например, поддерживает нормальную температуру тела, оптимальный уровень артериального давления; отвечает за процессы пищеварения, мочеобразования, за деятельность сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной систем и пр.).

К основным отделам ВНС относятся симпатический и парасимпатический. Их активность чаще всего имеет противоположно направленное действие, и в норме между симпатическим и парасимпатическим отделами должно существовать «относительное равновесие».

В пубертатном возрасте, на фоне гормонального дисбаланса, «равновесие» между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы нарушается, что сопровождается возникновением ряда жалоб и клинических проявлений синдрома вегетативной дисфункции (СВД). Симптомы СВД очень разнообразны. Это связано с тем, что при этом заболевании нарушается нормальная работа многих органов и систем организма. В большинстве случаев клинически СВД проявляется преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы; при этом отмечается снижение или повышение артериального давления, развитие различных видов аритмии, предрасположенность к обморочным состояниям, могут возникать боли в области сердца. Дети часто жалуются на головные боли и головокружения, чувство нехватки воздуха, одышку. Они плохо переносят духоту, жару, перемену погоды. У больных с СВД могут наблюдаться психоневрологические расстройства: повышенная утомляемость, ухудшение памяти, эмоциональная неустойчивость (слезливость, раздражительность, вспыльчивость), высокая тревожность.

Кроме СВД, в подростковом возрасте могут реализоваться факторы риска некоторых генетических заболеваний (например, кардиомиопатий) и обостриться симптомы хронической сердечной недостаточности, связанной с ранее диагностированными заболеваниями сердца.

Для выявления заболеваний сердечно-сосудистой системы используются такие методы диагностики, как электрокардиография (ЭКГ), эхокардиография (УЗИ сердца), суточное мониторирование электрокардиограммы, суточная регистрация артериального давления. У детей с повышением артериального давления обязательно проводится ультразвуковое исследование почек и надпочечников, исследование анализов мочи. Обязательной процедурой является осмотр глазного дна, что позволяет косвенно оценить тонус сосудов.

На основании данных анамнеза, осмотра и результатов проведённых дополнительных исследований врач устанавливает диагноз и назначает как немедикаментозное (режим, ЛФК, массаж и т.п.), так и медикаментозное лечение.

Профилактические осмотры кардиолога и раннее, сразу после появления жалоб, обращение за медицинской помощью будут способствовать своевременной диагностике заболевания и лучшим результатам лечения. Нередко кардиолог привлекает специалистов смежных специальностей (невролога, офтальмолога, врача функциональной диагностики и др.) для более детального обследования подростка и разработки индивидуального плана лечения.

Записаться на консультацию к детскому кардиологу вы можете по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в клинике.

Березнева

Наталия Анатольевна