Подростковая урология-андрология

У родителей довольно часто возникают вопросы: в каком возрасте и зачем нужны плановые осмотры подростков детским урологом-андрологом? С какими проблемами у девочек обращаться к урологу? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Начнём с плановых осмотров.

У мальчиков в возрасте 9–14 лет начинается пубертатный период (период полового созревания). Он сопровождается психологическими и физиологическими изменениями в организме подростков:

• происходит скачок роста;
  • начинаются гормональные изменения;
  • увеличиваются размеры половых органов (яичек и полового члена);
  • развиваются вторичные половые признаки (появляются волосы на теле в андрогензависимых зонах, изменяется тембр голоса, конфигурация гортани);
  • возникают поллюции (непроизвольное семяизвержение);
  • меняется работа сальных и потовых желёз и др.

Для ребёнка важно понимать эти изменения в теле и принимать реакции организма как часть нормального процесса. У мальчиков подросткового возраста возникают многочисленные вопросы, например: всё ли в порядке с их половыми органами; каков нормальный размер полового члена; почему появляется угревая сыпь, изменяется запаха тела, и т. д.

Но довольно часто подросток стесняется задавать вопросы родителям, скрывает свои проблемы. Иногда сами родители не знают ответы и не могут грамотно помочь в данном случае, а в ходе беседы с врачом у мальчиков уходят страхи, неправильное осознание собственного тела, обсуждаются вопросы гигиены и т. д. К тому же некоторые заболевания половых органов дебютируют именно в периоде пубертата и могут протекать бессимптомно: ребёнок и родители не подозревают о заболевании, так как нет никаких жалоб. Ввиду того, что в современных реалиях начало половых контактов сдвигается к более раннему возрасту, особенно важно рассказать подростку о вопросах контрацепции и инфекционных заболеваниях, которые передаются половым путём.

Привести подростка на профилактический осмотр к детскому урологу- андрологу лучше в возрасте 11–12 лет, а если у ребёнка вторичные половые признаки появились раньше, то прийти можно и нужно раньше. Это важно для оценки пубертата, сроков его начала и развития.

При необходимости врач назначит дополнительное обследование (в том числе ультразвуковое исследование органов мошонки, анализы мочи и крови) и консультации других специалистов.

Также поводом для обращения к детскому урологу является появление вторичных половых признаков у мальчиков младше 9 лет, либо, напротив, отсутствие таковых у мальчиков старше 14 лет. В первом случае диагностируется преждевременное половое развитие, во втором — задержка полового развития и гипогонадизм. В этой ситуации также будет необходима консультация детского эндокринолога.

А теперь рассмотрим примеры самых частых заболеваний, которые можно обнаружить при плановом осмотре мальчиков в подростковом возрасте:

• варикоцеле (расширение вен семенного канатика) — распространённость составляет до 15%–20%;
  • сперматоцеле (киста придатка яичка);
  • фимоз (сужение крайней плоти);
  • короткая уздечка полового члена;
  • гидроцеле (скопление жидкости в мошонке) и другие заболевания.

Теперь поговорим о том, с какими жалобами у мальчика необходимо внепланово обратиться к детскому урологу-андрологу:

• сужение крайней плоти, невозможность до конца открыть головку полового члена в спокойном состоянии или во вовремя эрекции, боли во время эрекции, полового акта, искривление полового члена;
  • наличие выделений или гноя из уретры, препуциального мешка;
  • наличие разрывов, трещин, крови на крайней плоти после полового акта;
  • отёк, покраснение, боли в области мошонки, полового члена, головки, крайней плоти;
  • увеличение размеров мошонки, наличие образований в паховой области и мошонке;
  • наличие расширенных извитых вен в мошонке;
  • травма органов мошонки, полового члена и области промежности.

Очень важно, что любые остро возникшие боли в мошонке, боли в паху, в яичке, особенно, если они сопровождаются отёком, увеличением, покраснением мошонки — это повод экстренно обратиться к врачу в самое ближайшее время, чтобы не пропустить такое опасное заболевание, как перекрут семенного канатика (яичка). В этом случае проведение операции показано в течение нескольких часов, иначе произойдут необратимые изменения в яичке и его не удастся сохранить.

А теперь поговорим о жалобах, с которыми к детскому урологу обращаются как мальчики, так и девочки-подростки:

• боли, жжение при мочеиспускании, затруднённое, учащённое или, наоборот, редкое мочеиспускание;
  • изменения цвета и запаха мочи (в том числе наличие крови в моче, неприятный запах мочи);
  • резкие позывы к мочеиспусканию, недержание мочи днём, ночью, при смехе, кашле, чихании, прыжках;
  • внезапно возникшие боли в пояснице, в боку, внизу живота, которые сопровождаются примесью крови в моче, учащённым болезненным мочеиспусканием;
  • изменения в анализах мочи;
  • изменения по данным УЗИ почек, мочевого пузыря и др.

До 15 лет подростки приходят на приём с мамой или папой, осмотры проводятся за ширмой, и если есть какая-либо проблема, то её обсуждают в присутствии родителя, чтобы достичь понимания в том, что происходит и как это нужно лечить.

В связи с массовой распространённостью заболеваний репродуктивной системы актуальность оценки полового развития подростков не вызывает сомнений.

Раннее выявление заболеваний половых органов у подростков крайне важно, поскольку существуют оптимальные сроки оперативного и консервативного лечения. Некоторые проблемы при несвоевременном обращении в дальнейшем могут привести к нарушению правильного полового созревания, развитию недостаточной функций половых желёз, нарушению синтеза половых гормонов и сперматозоидов, психологическим проблемам у подростка и мужскому бесплодию.

Записаться на консультацию к доктору вы можете через контакт-центр по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в клинике.