Перекрёстное бедренно-бедренное шунтирование

Приток артериальной крови к тканям нижней конечности может нарушаться из-за изменений в разных артериях. Это может быть, например, бедренная, подколенная артерия. В ряде случаев происходит закупорка (окклюзия) общей подвздошной артерии (крупного сосуда, отходящего непосредственно от аорты справа и слева), её ветвей. Как следствие, развивается критическая ишемия нижней конечности. Одна из причин, приводящих к окклюзии артерий, — атеросклероз.

Одна из операций, помогающих восстановить кровоток в ноге при закупорке общей или наружной подвздошной артерии, — перекрёстное бедренно-бедренное шунтирование. Её проводят сердечно-сосудистые хирурги центра хирургии UNIКлиник.

Что такое перекрёстное бедренно-бедренное шунтирование

Суть этого хирургического вмешательства в том, что ток крови в артериях страдающей от ишемии ноги восстанавливают за счёт подключения этих артерий к противоположной бедренной артерии.

Вмешательство проводят у пациентов, у которых невозможно восстановить кровоток в подвздошной артерии на поражённой стороне с помощью ангиопластики и стентирования из-за тяжести поражения, или у пациентов с сопутствующими заболеваниями, являющимися противопоказаниями к линейному аорто-бедренному или подвздошно-бедренному шунтированию. Перекрёстное бедренно-бедренное шунтирование может применяться и как один из компонентов комплексного хирургического вмешательства на сосудах.

Общая бедренная артерия, из которой кровь будет направляться в артериальное русло противоположной ноги, называется артерией-донором, а артерия, в которую будет поступать кровь, называется артерией-реципиентом.

Подготовка к операции

После врачебного осмотра пациент проходит комплексную лабораторно-инструментальную диагностику. В числе исследований:

• клинические анализы крови и мочи;
  • исследование системы свёртывания крови;
  • анализы крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты B и C;
  • гастроскопия;
  • рентгеновское исследование лёгких;
  • электрокардиография (ЭКГ);
  • эхокардиография (УЗИ сердца);
  • УЗИ аорты и артерий нижних конечностей;
  • УЗИ сонных артерий;
  • УЗИ вен нижних конечностей;
  • КТ-ангиография аорты и артерий нижних конечностей.

Подробнее о подготовке расскажут специалисты клиники.

О некоторых возможностях диагностики в UNIКлиник читайте по ссылкам ниже:

Лабораторная диагностика
Гастроскопия
Рентгеновские исследования
Электрокардиография (ЭКГ)
Эхокардиография
УЗИ периферических сосудов
УЗИ вен нижних конечностей
КТ-ангиография обеих нижних конечностей и инфраренального отдела аорты с контрастированием

Обезболивание при операции

Чаще всего процедуру выполняют под спинномозговой либо эпидуральной анестезией, у некоторых пациентов может использоваться местная анестезия.

Как проходит перекрёстное бедренно-бедренное шунтирование

• Пациент лежит на спине.
  • Обрабатывают операционное поле антисептиками.
  • Послойно разрезают ткани в верхней трети обеих бёдер, обнажают бедренные артерии с обеих сторон.
  • Оценивают выраженность патологических изменений артерий. Артерия-донор должна хорошо пульсировать.
  • В лобковой области, а именно в подкожно-жировой клетчатке или перед брюшиной, формируют тоннель для шунта. В качестве шунта используется армированный сосудистый протез.
  • Чтобы предотвратить появление тромбов, вводят гепарин, на артерию-донор накладывают сосудистые зажимы.
  • Один конец шунта подшивают к общей бедренной артерии-донору.
  • Другой конец шунта подшивают к артерии-реципиенту на больной ноге.
  • Снимают сосудистые зажимы.
  • Оценивают кровоток с помощью УЗИ.
  • Накладывают швы на раны.
  • Швы закрывают стерильными повязками.

Среди них:

• Повреждение бедренного нерва.
  • Гематомы в области вмешательства (как правило, возникают по ходу шунта в подкожно-жировой клетчатке).
  • Тромбирование шунта и эмболия дистальных артерий.
  • Инфекционно-воспалительный процесс в области операции, в том числе вовлечение в процесс шунта.

Прогноз после бедренно-бедренного шунтирования

Хирургическое вмешательство помогает восстановить приемлемый уровень кровоснабжения поражённой нижней конечности. Операция спасает ногу у 90% пациентов с критической ишемией.

В следующие пять лет после шунтирования проходимость сохраняется приблизительно у половины шунтов. Важно регулярно проходить УЗИ, помогающее обнаружить проблемы шунта, сосудов и своевременно их устранить.

Наблюдение после бедренно-бедренного шунтирования

После хирургического вмешательства пациент примерно неделю находится в стационаре (если во время и после операции не было осложнений). Перед выпиской проводят ультразвуковое исследование шунта и сосудов. Доктор назначает лечение, предотвращающее тромбообразование.

Швы снимают на 14-й день после шунтирования, при контрольном осмотре. Врач расскажет, как часто нужно приходить на контрольные обследования.

Перекрёстное бедренно-бедренное шунтирование в UNIКлиник

Специалисты центра хирургии UNIКлиник выполняют все наиболее востребованные операции на сосудах. Хирургические вмешательства проводятся по современным медицинским стандартам. Все диагностические процедуры, необходимые для постановки, уточнения диагноза, можно пройти в нашем центре.

Записаться на приём, обследование, лечение вы можете по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в клинике.