Вальгусная деформация первого пальца

Вальгусная деформация первого пальца — это увеличенный бугорок или выступ («шишка») сбоку от большого пальца и отклонение первого пальца кнаружи стопы. Такая патология еще называется hallux valgus. Этот выступ большого пальца стопы становится причиной болезненности, вызывает дискомфорт в суставе, что в итоге требует лечения. К сожалению, нет никаких корригирующих приспособлений или шин, которые могли бы предотвратить ухудшение состояния. Расширенная обувь в области пальцев ног, безусловно, может помочь, но результат будет незначительный. Как только боль становится достаточно сильной, требуется хирургическое вмешательство – удаление костного выступа и перестройка кости с помощью плюсневой остеотомии. Деформация большого пальца стопы часто поражает и оставшиеся фаланги, вызывая следующие заболевания: когтистые или молоткообразные деформации и плюсневую болью (метатарзалгия - боль под подушечкой стопы). Если такое случается, проблему можно решить одновременно с операцией на большом пальце стопы.

S53.01.001 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда первичный 2 600 р.
S53.01.003 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда повторный 2 400 р.
S53.01.002 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда первичный, к.м.н. 4 000 р.
S53.01.004 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда повторный, к.м.н. 3 500 р.
S53.01.005 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда детского первичный 2 500 р.
S53.01.007 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда детского повторный 2 300 р.
S53.01.006 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда детского первичный, к.м.н. 2 600 р.
S53.01.008 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда детского повторный, к.м.н. 2 400 р.
S53.01.009 Консультация врача-травматолога-ортопеда с использованием телемедицинских технологий 1 800 р.
S53.01.010 Консультация врача-травматолога-ортопеда, к.м.н., с использованием телемедицинских технологий 3 600 р.

Показания к проведению операции

Цель операции удалить выступ большого пальца стопы и выровнять палец так, чтобы он всегда оставался прямым. Наиболее распространенным типом вмешательства является коррекция деформации стоп SCARF (обычно с использованием косынки или шевронной остеотомии). Если косточка большого пальца выпирает, приносит боль, у вас есть все основания для операции.

Перед операцией хирург назначает стандартные обследования:

* рентген, КТ;
* лабораторная диагностика;
* ЭКГ.

Вам нужно будет воздерживаться от приема пищи в течение 6 часов перед операцией. Прозрачные жидкости можно принимать за 2 часа до операции.

Анестезия

Операция обычно представляет собой дневную процедуру, проводимую под общим наркозом с местной анестезией "Блокада лодыжки" для дополнительного облегчения боли. Благодаря современной анестезии метод scarf операции больше не является крайне болезненным, и большинство пациентов впоследствии не жалуются на дискомфорт.

Техника проведения операции

Открытая хирургия Остеотомия Scarf. Эта операция выполняется при болезненных или сильно деформированных косточек большого пальца стопы. Оперирующий ортопед на выступающей кости с внутренней стороны стопы продольно вырезает z-образный участок автоматической минипилой, а оставшиеся ткани перестраивают помощью остеотомии (разреза) плюсневой кости в сочетании с восстановлением суставной капсулы, сухожилий и связок. В конце проводят фиксацию костных фрагментов винтами или спицами в правильном положении. В результате этой методики получится узкая стопа и выравнивается палец. При необходимости может быть проведена одновременная операция на малых пальцах ног, если они пострадали от вальгусной деформации.

После операции палец ноги защищается специальной повязкой и послеоперационной обувью. Вас осмотрит врач ЛФК в клинике, обучит правильной технике ходьбы и ознакомит с принципами ранней реабилитации. Вас отпустят домой только тогда, когда вы будете чувствовать себя удовлетворительно.

Читайте отзывы о хирургическом стационаре на сайте

Реабилитация после хирургического лечения

После операции необходимо носить давящую повязку в течение 2 недель. Кроме того, на протяжении 6 недель после остеотомии требуется носить специальную обувь в послеоперационный периоде. Подъем стопы над тазом (45 минут/час) в течение первых 10 дней одно из базовых упражнений при восстановлении. Естественно, необходимо сочетать периоды ходьбы и стояния. Особенность проведения операции и послеоперационная обувь позволяют быстрее восстановить функцию стопы. Костыли обычно необходимы в течение первых 4–6 недель.

Такая ортопедическая операция является обычной, но выздоровление протекает долго, и отек проходит в последнюю очередь. Часто обувь все еще будет тесной на 6-недельном этапе. Вождение возможно через 4 недели, без послеоперационной обуви. Пройдет 3–4 месяца, прежде чем ходьба станет комфортной, и 5–6 месяцев для бега. Операция обычно проводится в дневном стационаре под общим наркозом. Стопа должна быть защищена специальной защитой в послеоперационной обуви в течение 6 недель. Scarf не слишком травматичная операция, но выздоровление затягивается, и отек восстанавливается в последнюю очередь. Пройдет 3–4 месяца, прежде чем ходьба станет комфортной, через 5–6 месяцев для бега.

На консультации многие пациенты задают вопросы про отек. Это естественная реакция на операцию. При таком типе вмешательства он медленно рассасывается. Требуется 3 месяца, чтобы приспособиться ко всем типам обуви, и 6–9 месяцев, чтобы он полностью прошёл.

Ходьба и физические упражнения

Первые 1–2 недели лучше провести дома. Ухаживайте за стопой, поднимайте её, выполняйте упражнения на сгибание и разгибание. Каждую неделю нога будет способна делать больше нагрузки. Через 3–4 недели можно выполнять легкие упражнения на кросс-тренажере или статическом велосипеде. Главная задача врача ЛФК дать физические упражнения релевантные общему состоянию пациента после операции. Как правило, требуется 3 месяца, чтобы пройти 1,5 километров, и 6 месяцев, чтобы пробежать ее (в некоторых случаях сроки восстановления протекают быстрее).

Мытье и купание

Важно, чтобы повязка оставалась полностью сухой. Медсестры покажут вам, как это сделать, используя водонепроницаемый чехол.

Активность и свободное от работы время

Как правило, для сидячих должностей, таких как офисная работа, требуется до 4 недель отпуска, 6 недель для должностей, связанных со стоянием или ходьбой, 8 недель для должностей, связанных с физическим трудом.

Риски хирургического вмешательства

1. Жесткость и отек. Первоначально стопа будет опухшей и нуждается в подъеме. Отек пройдет в течение следующих недель и месяцев, но все еще будет заметен через 6–9 месяцев. Палец будет жестким, но, как правило, восстановит свои первоначальные двигательные функции.
  2. Инфекция. Всегда существует риск заражения при хирургическом вмешательстве. Во время операции вам будет введена 1 доза внутривенных антибиотиков. Лучший способ снизить вероятность заражения держать стопу приподнятой в течение 7 дней. Если есть инфекция, она обычно проходит с помощью курса пероральных антибиотиков, и болезнь в дальнейшем не прогрессирует.
  3. Повреждение нерва. Нерв, питающий кожу на боковой стороне пальца ноги, подвержен риску повреждения. Обычно это просто ушиб, и он проходит самостоятельно. Если повреждение является необратимым, оно оставит небольшое пятно онемения. Обычно это не приводит к какой-либо инвалидности.
  4. Недостаточная коррекция. Иногда деформация пальца стопы не устраняется полностью. Это чаще встречается в тяжелых случаях. В редких случаях это вызывает проблемы и требует дальнейшего хирургического вмешательства.
  5. Гиперкоррекция. Очень редко носок может быть чрезмерно выпрямлен так, что он отклоняется от стопы под углом (hallux varus). Это редкое осложнение и обычно требует дальнейшего хирургического вмешательства.

Прогноз

Достигается превосходная долговременная коррекция. Естественно, в более тяжелых случаях может произойти рецидив, но обычно без каких-либо симптомов или с без выраженной боли. Очень редко требуется ревизионная операция.

Когда можно снова сесть за руль?

Ответственность за контроль транспортного средства всегда лежит только на водителе. Если операция была на левой ноге управлять автомобилем с автоматической коробкой передач можно уже через несколько дней. Обладателям механики лучше воздержаться от вождения минимум на 4 недели. Помните, Вы несете ответственность за безопасность окружающих на дороге, и вам также следует проконсультироваться со страховщиком вашего транспортного средства, чтобы подтвердить, что вы застрахованы.

Результаты хирургического вмешательства

Этот тип операции надежен и долговечен. Наступает улучшение внешнего вида стопы, проходит боль и дискомфорт от ношения обуви. Результат зависит от качества проведённой операции. Согласно ретроспективным данным различных статей последних лет, пациенты после Scarf хорошо переносят оперативное вмешательство, что дает им возможность возвращаться к привычному образу жизни. Это одно из главных преимуществ операции. Рецидивы случаются редко. Они, как правило, происходят при тяжелых, запущенных формах вальгусной деформации.

Запишитесь на первичную консультацию к кандидату наук и узнайте больше.

Контакты +7 (495) 161-46-20, доступен WhatsApp.