Иссечение свищей прямой кишки

Что такое свищ прямой кишки, и как он образуется

Свищ (фистула) прямой кишки — это патологический канал в структурах прямой кишки и/или в тканях вокруг неё.

Считается, что до 90% свищей прямой кишки имеют криптогландулярное происхождение. Что это значит? В анальном канале человека есть небольшие углубления — крипты. На дне крипт расположены железы, из которых выделяется слизь, облегчающая прохождение каловых масс во время акта дефекации. Инфекция, попадая в анальную крипту, может привести к острому парапроктиту (острому воспалению тканей, окружающих прямую кишку). Острый парапроктит в половине случаев после самопроизвольного либо хирургического вскрытия переходит в хроническую форму, в результате чего образуется свищевой ход.

В 10% случаев свищи прямой кишки имеют другую причину: посттравматические (в том числе послеоперационные); свищи при болезни Крона, туберкулёзе; свищи, дренирующие параректальные кисты, и т.д.

Свищ прямой кишки имеет внутреннее отверстие (оно образуется в крипте) и в некоторых случаях — наружное отверстие (чаще всего на коже перианальной области, промежности, ягодичной области, во влагалище).

Варианты хирургической помощи

Иссечение свища в просвет кишки

Иссечение свища с пластикой сфинктера

Иссечение свища с проктопластикой

Ликвидация свища методом LIFT

Лазерная термооблитерация свищевого хода

Избавьтесь от заболевания в

Колопроктология
SK16.02.001 Допплерконтролируемая дезатеризация внутренних геморроидальных узлов с мукопексией и лифтингом 1 категории сложности 82 800 р.
SK16.02.002 Иссечение свища 2 категории сложности 89 700 р.
SK16.02.003 Иссечение свища 3 категории сложности 110 400 р.
SK16.02.004 Иссечение свища 4 категории сложности 172 500 р.
SK16.02.005 Геморроидэктомия 1 категории сложности 80 500 р.
SK16.02.006 Геморроидэктомия аппаратом Ligasure 1 категории сложности 94 300 р.
SK16.02.007 Восстановление прямой кишки. Промежностная проктопластика 120 750 р.
SK16.02.008 Иссечение ректовагинального свища трансперинеальным доступом с раздельным ушиванием дефектов прямой кишки и влагалища, передняя леваторопластика 161 000 р.
SK16.02.009 Иссечение ректовагинального свища с ушиванием дефекта влагалища, низведение полнослойного лоскута прямой кишки 195 500 р.
SK16.02.010 Сфинктеропластика 195 500 р.
SK16.02.011 Сфинктеролеваторопластика 218 500 р.
SK16.02.012 Трансанальная слизисто-подслизистая резекция нижнеампулярного отдела прямой кишки (операция Лонго) 230 000 р.
SK16.02.013 Пластика ректовагинальной перегородки биоимплантом 172 500 р.

Виды свищей и их симптомы

Разработаны разные классификации свищей. Согласно одной из них, свищ заднего прохода и прямой кишки бывает:

• полным (есть внутреннее и наружное свищевое отверстие);
  • неполным внутренним (наружного отверстия нет, есть только внутреннее).

По расположению внутреннего отверстия в анальном канале или прямой кишке выделяют свищи:

• задний;
  • передний;
  • боковой.

По такому критерию, как расположение свищей по отношению к наружному сфинктеру заднего прохода выделяют свищ:

• внутрисфинктерный (интрасфинктерный): проходит над наружным сфинктером, не затрагивая его;
  • транссфинктерный: проходит через толщу наружного сфинктера;
  • экстрасфинктерный: располагается над сфинктером (огибает его).

Отдельно выделяют свищи прямой кишки высокого уровня, при которых внутреннее свищевое отверстие находится выше зубчатой линии, в нижнеампулярном отделе прямой кишки.

Как могут проявляться свищи? Возможны следующие признаки:

• выделения из наружного отверстия (отделяемое может быть гнойным, серозным, сукровичным);
  • раздражение, зуд, влажность кожи вокруг ануса;
  • дискомфорт, боли, ощущение инородного тела в области заднего прохода (в месте свища, области таза);
  • нарушение дефекации и мочеиспускания.

Диагностика заболевания

Она начинается с консультации у врача-колопроктолога (проктолога). Доктор подробно опрашивает пациента, после чего осматривает перианальную область, обязательно проводит пальцевое исследование прямой кишки. Во многих случаях этого уже бывает достаточно, чтобы поставить предварительный диагноз.

Для уточнения диагноза проводятся:

• Эндоанальная или эндоректальная ультрасонография (УЗИ).
  • Анальная манометрия (сфинктерометрия).
  • Эндоскопические исследования (аноскопия, ректороманоскопия, колоноскопия).
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Методы лечения

Разработаны консервативные (безоперационные), малоинвазивные и радикальные хирургические методы лечения.

— Консервативные методы. Если имеется сформированный свищ, применение консервативного лечения неэффективно. Его применяют, например, с целью уменьшения воспалительного процесса или если пациенту по каким-то причинам противопоказаны другие методы.

— Малоинвазивные методы. Основаны на воздействии на свищевой канал, который при этом не иссекается. Приведём два примера.

• Лазерная термооблитерация свищевого хода. Принцип метода: снаружи в свищевой канал вводится световод, и с помощью лазерного луча канал обрабатывается на всём протяжении, начиная от внутреннего свищевого отверстия и до наружного отверстия. В результате просвет свища «запаивается» и со временем зарастает соединительной тканью. Внутреннее свищевое отверстие при этом могут закрывать разными способами.
  • Применение специального клея, которым заполняют свищевой канал.

— Радикальные хирургические методы. Наиболее эффективны. Разновидность хирургического вмешательства зависит от вида свища (простой или сложный, какую часть мышцы захватывает), наличия/отсутствия рубцов в области внутреннего свищевого отверстия, наличия/отсутствия в окружающей прямую кишку клетчатке воспалительного процесса, выраженности изменений клетчатки.

Применяют следующие разновидности операций:

• Иссечение свища (фистулэктомия). Полностью удаляют свищевой канал с окружающими его тканями.
  • Иссечение свища с последующим ушиванием концов мышечных волокон пересечённого сфинктера.
  • Лигатурный метод. Используется при глубоких свищах и при наличии гнойно-воспалительного процесса. Через свищ проводят специальную резиночку, концы которой соединяют снаружи. Лигатуру постепенно вытягивают кнаружи и, как следствие, свищевой канал постепенно приближается к поверхности кожи. После того как свищевой ход стал ближе к краю анального канала, лигатуру извлекают, а свищевой ход иссекают.
  • Перевязка и пересечение свищевого хода в межсфинктерном пространстве (LIFT).

Для закрытия внутреннего свищевого отверстия применяют различные виды пластики.

На практике врач может комбинировать методы лечения.

Послеоперационный период

На протяжении нескольких дней после операции по иссечению свища прямой кишки хирург тщательно контролирует состояние пациента, состояние раны. Назначают соответствующие препараты (обезболивающие, в некоторых случаях антибиотики). Чтобы быстрее снять воспаление, применяют ванночки с раствором антисептиков, проводят перевязки с антибактериальными мазями.

В период заживления ран рекомендуется изменить рацион. В первые сутки после процедуры можно принимать только жидкую пищу (чай, воду, бульон). Со следующего дня после операции и до заживления ран необходимо употреблять адекватное количество жидкости и пищевых волокон для устранения запоров и формирования нормальной консистенции стула. Оформленный мягкий стул ослабит травмирование послеоперационных ран.

Последствия операции

Чаще всего процедура по иссечению свища проходит без осложнений. Если человек обращается к врачу с запущенной формой болезни, бывают рецидивы или вторичные функциональные изменения. Чтобы избежать или снизить вероятность появления подобных проблем, следует вовремя обращаться к доктору.

Если вы столкнулись с таким заболеванием, как свищ прямой кишки, врачи-колопроктологи UNIКлиник помогут вам от него избавиться. Наши специалисты владеют всеми современными методами лечения этой патологии. Не откладывайте визит к доктору на потом: чем раньше будет поставлен диагноз и проведена операция, тем быстрее вы вернётесь к своей привычной жизни. Записаться на приём и лечение можно через контакт-центр по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в клинике.