Иссечение анальной трещины

Что такое анальная трещина

Анальная трещина — сравнительно частая патология прямой кишки. Она представляет собой небольшой дефект (язву) слизистой оболочки и кожи анального (заднепроходного) канала эллипсовидной либо линейной формы.

Чаще всего трещины образуются на передней или задней стенке прямой кишки, крайне редко — на боковых стенках.

Анальная трещина бывает острой и хронической.

Раcсчитаем примерную стоимость

Избавьтесь от заболевания в

Колопроктология
SK16.02.001 Допплерконтролируемая дезатеризация внутренних геморроидальных узлов с мукопексией и лифтингом 1 категории сложности 82 800 р.
SK16.02.002 Иссечение свища 2 категории сложности 89 700 р.
SK16.02.003 Иссечение свища 3 категории сложности 110 400 р.
SK16.02.004 Иссечение свища 4 категории сложности 172 500 р.
SK16.02.005 Геморроидэктомия 1 категории сложности 80 500 р.
SK16.02.006 Геморроидэктомия аппаратом Ligasure 1 категории сложности 94 300 р.
SK16.02.007 Восстановление прямой кишки. Промежностная проктопластика 120 750 р.
SK16.02.008 Иссечение ректовагинального свища трансперинеальным доступом с раздельным ушиванием дефектов прямой кишки и влагалища, передняя леваторопластика 161 000 р.
SK16.02.009 Иссечение ректовагинального свища с ушиванием дефекта влагалища, низведение полнослойного лоскута прямой кишки 195 500 р.
SK16.02.010 Сфинктеропластика 195 500 р.
SK16.02.011 Сфинктеролеваторопластика 218 500 р.
SK16.02.012 Трансанальная слизисто-подслизистая резекция нижнеампулярного отдела прямой кишки (операция Лонго) 230 000 р.
SK16.02.013 Пластика ректовагинальной перегородки биоимплантом 172 500 р.

Причины патологии

• Запоры. При этом повышается вероятность травмирования слизистой оболочки прямой кишки плотными каловыми массами во время акта дефекации.
  • Частый жидкий стул.
  • Анальный секс.
  • Инородные тела.
  • Недостаточное кровообращение в органах малого таза, приводящее к изменению состояния слизистой.
  • Геморрой.

В основе формирования трещины лежит спазм внутреннего сфинктера (сфинктероспазм). Это непроизвольное усиление тонуса внутреннего сфинктера в ответ на травму анального канала. Кроме того, спазм усугубляет течение болей и их выраженность, а также ухудшает кровоснабжение (и, соответственно, питание) трещины, из-за чего она заживает хуже.

Симптомы заболевания

— Боль разной выраженности во время и/или после дефекации. Ожидание появления боли при очередном акте дефекации может приводить к тому, что человек сдерживает позывы на дефекацию. Если человек страдает запорами, подавление позывов способствует дальнейшему уплотнению каловых масс и ещё большему затруднению опорожнения кишечника.
— Появление в кале крови. Она может быть на поверхности каловых масс, на туалетной бумаге, белье. Иногда отмечается кровотечение из прямой кишки.
— Зуд и жжение в заднем проходе (чаще всего появляются после дефекации и могут продолжаться, усиливаясь, до нескольких часов).
— Выделение слизи из заднего прохода.

Лечение трещины

Консервативное (безоперационное) лечение применяется только при острой анальной трещине и в качестве симптоматической терапии хронической. Некоторые процедуры консервативной терапии могут проводиться в домашних условиях, но после обязательной консультации доктора.

Принципы консервативного лечения:

— Правильная гигиена области ануса. После опорожнения кишечника рекомендуется подмываться, а не использовать туалетную бумагу, даже мягкую.
— Нормализация стула. Он должен быть регулярным, каловые массы должны быть мягкими, оформленными. Следует избегать запоров и поносов.
— Особенности диеты. Не употреблять спиртные напитки, острые и копчёные блюда.
— Доктор может назначить лекарственные средства, помогающие устранить боли, спазм, воспаление, оказывающие заживляющее действие. Какие-то из лекарств предназначены для приёма внутрь, другие назначаются в виде ректальных свечей, мазей.
— Если боли и спазм внутреннего сфинктера выражены сильно, в медицинском учреждении может выполняться инъекция ботулинического токсина (ботулотоксина) типа A. После введения препарата частично блокируется передача нервных импульсов к мышечным волокнам внутреннего сфинктера, в результате чего спазм уменьшается.

В период лечения не рекомендуется принимать ванну, посещать баню и/или сауну (можно принимать душ).

Почему очень важно обратиться за медицинской помощью как можно раньше? Пока трещина свежая, велика вероятность ликвидировать её без операции. Если трещина станет хронической, избавиться от неё без хирургического вмешательства будет невозможно.

Показания к операции

В их числе:

• Отсутствие эффекта от консервативной терапии в течение 8 недель.
  • Признаки, свидетельствующие о хронизации патологии: уплотнение тканей трещины; наличие фиброзного полипа в анальном канале, воспалительных изменений (сторожевого бугорка) вокруг заднего прохода.

Противопоказания к операции

Среди них:

• Тяжёлое общее состояние больного.
  • Сопутствующие болезни в стадии декомпенсации, превышающие риск наркоза и хирургического вмешательства в целом.
  • Специфические анальные трещины (при сифилисе, грибковых инфекциях, болезни Крона).

Подготовка к операции

Доктор опрашивает и осматривает пациента, после чего направляет на лабораторно-инструментальную диагностику. В неё входят:

• Стандартная предоперационная подготовка (анализы крови, мочи, ЭКГ и т.д.).
  • Сфинктерометрия (исследование функции держания кишечного содержимого), если при осмотре нет чётких данных за наличие спазма внутреннего сфинктера.
  • Колоноскопия при наличии показаний и если нет выраженных болей.

Спектр исследований может меняться в зависимости от конкретной клинической ситуации.

Операция проходит под наркозом, в связи с этим пациента обязательно консультирует анестезиолог-реаниматолог.

При необходимости проводятся консультации узких специалистов.

Перед операцией опорожняют кишечник с помощью очистительных клизм (клизмы проводят накануне вечером и утром за 3–5 часов до вмешательства).

Утром перед операцией нельзя есть и пить.

Подробно о подготовке к процедуре вам расскажут наши специалисты.

Как проходит удаление анальной трещины

Суть операции заключается в полном удалении рубцовых тканей трещины, её «освежении» и релаксации (расслаблении) внутреннего сфинктера прямой кишки различными методами. Можно также сказать, что хроническую трещину переводят в острую. Процедура иссечения анальной трещины может выполняться с помощью скальпеля, электрокоагуляции, радиоволновой коагуляции.

Принципы операции:

• Проводят под наркозом.
  • Иссекают рубцовые изменения трещины в пределах здоровых тканей.
  • Снимают спазм внутреннего сфинктера. Для этого используют 2 метода: боковую подкожную сфинктеротомию (частично рассекают волокна внутреннего сфинктера) или введение во внутренний сфинктер ботулинического токсина (ботулотоксина) типа A.

Может возникнуть вопрос: а не приведут ли описанные выше манипуляции со сфинктером к недержанию газов, кала? Опасаться не нужно: при правильном выполнении такие явления не встречаются.

Хирургическое вмешательство продолжается примерно 20–40 минут. Поскольку вся процедура проходит под обезболиванием, пациент не ощущает боли и дискомфорта.

Лечение и профилактика после операции

После хирургического вмешательства нужно придерживаться определённой диеты (в частности, ограничить приём грубой пищи, принимать пищевые волокна для формирования регулярного мягкого стула). Если пациент страдает запорами, назначают слабительные средства. Кроме того, для облегчения болей после операции по иссечению анальной трещины назначают обезболивающие препараты, а также противовоспалительные и ранозаживляющие мази.

Для реабилитации после хирургического лечения рекомендуется:

• ежедневно обрабатывать раны растворами антисептиков, наносить мази на рану (мазь подбирается в зависимости от количества дней после операции);
  • соблюдать рекомендованный врачом режим питания, не употреблять спиртные напитки, острые и копчёные блюда;
  • обогатить рацион продуктами с клетчаткой для формирования нормальной консистенции стула;
  • вместо использования туалетной бумаги подмываться только тёплой водой;
  • уменьшить тяжёлые физические нагрузки на срок до 1,5–2 месяцев после операции, но оставаться физически активным;
  • периодически показываться врачу-колопроктологу, чтобы он мог контролировать течение послеоперационного периода и состояние раны до её полного заживления (это уменьшает риск послеоперационных осложнений); частоту контрольных осмотров определяет доктор.

Как долго длится восстановление после иссечения анальной трещины? После хирургического вмешательства работоспособность восстанавливается примерно через 2–3 недели, а полное выздоровление и отсутствие дискомфорта отмечается приблизительно через месяц.

Операция по иссечению анальной трещины в UNIКлиник

Если вы нуждаетесь в лечении анальной трещины, обращайтесь к специалистам-колопроктологам (проктологам) Центра хирургии UNIКлиник. Наши врачи обследуют вас и посоветуют оптимальный в вашем случае вариант лечения. Записаться на консультацию, обследование, лечение можно через контакт-центр по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в клинике.