Грыжи передней брюшной стенки

Грыжа передней брюшной стенки (передней стенки живота) — это болезнь, при которой образуется выпячивание под кожей, представленное внутренним органом или частью органа (целостность кожи при этом не нарушается). Отверстие, через которое выходят эти структуры, называется грыжевыми воротами.

Выпячивание может происходить через:

• естественное отверстие (например, пупочное кольцо, паховый либо бедренный канал);
  • дефект в брюшной стенке, появившийся из-за травмы или ранее перенесённой операции.

Исходя из этого, выделяют следующие виды грыж передней брюшной стенки:

• пупочные;
  • белой линии живота;
  • спигелиевой линии;
  • паховые;
  • бедренные;
  • послеоперационные (в зоне послеоперационного рубца);
  • посттравматические.

Содержимым грыжевого выпячивания могут быть:

• часть желудка;
  • различные отделы кишечника;
  • сальник;
  • мочевой пузырь;
  • внутренние женские половые органы.

В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) грыжа передней брюшной стенки имеет код K43.

Избавьтесь от заболевания в

Как развиваются грыжи

Среди факторов, которые способствуют образованию и рецидиву грыж:

• нарушение обмена коллагена;
  • ослабление мышц передней брюшной стенки;
  • увеличение внутрибрюшного давления (например, при накоплении в брюшной полости жидкости; ожирении; беременности, длительных запорах; длительном кашле);
  • сахарный диабет;
  • опухолевые патологии;
  • многократные беременности;
  • тяжёлые роды;
  • резкое похудание;
  • курение;
  • дефект тканей передней стенки живота;
  • истончение послеоперационного рубца.

Симптомы грыж передней брюшной стенки

• Боль, дискомфорт в месте выпячивания.
  • Видимое невооружённым глазом выпячивание на передней брюшной стенке, в паху, в мошонке, большой половой губе.
  • Выпячивание появляется (увеличивается) при физической нагрузке, натуживании, кашле; пропадает в положении лёжа, при надавливании. При ущемлении содержимого грыжевого мешка выпячивание не вправляется.
  • Рвота, повышение температуры тела, снижение артериального давления. Такие симптомы могут появляться при ущемлённой грыже передней брюшной стенки, когда содержимым грыжевого мешка является петля кишечника.

Почему необходима операция

Грыжевое выпячивание — это не только косметическая проблема. При наличии грыжи есть вероятность, что её содержимое может ущемиться в грыжевых воротах.  Например, при ущемлении тонкой кишки в ней нарушается кровообращение; при этом есть риск, что ущемлённый участок некротизируется (омертвеет), и произойдёт перфорация этого участка. Как следствие, разовьётся воспаление брюшины (перитонит) — эта патология представляет угрозу для жизни.

Чтобы не допустить развития описанного выше негативного сценария, необходимо в плановом порядке ликвидировать грыжу, закрыть грыжевые ворота и укрепить переднюю брюшную стенку с помощью операции, которую называют «герниопластика».

Обследования для подтверждения диагноза (диагностика)

Этот диагноз в большинстве случаев ставится при осмотре доктором. Для оценки области грыжевых ворот выполняют УЗИ, в сложных случаях — КТ брюшной полости. Из лабораторных исследований выполняют общий анализ крови и мочи; определение глюкозы крови; коагулограмму (исследование свёртывающей системы крови).

Могут проводиться и другие исследования, в том числе для исключения патологий, проявления которых похожи на проявления ущемлённой грыжи.

Если у пациента есть другие заболевания или выявляется патология в процессе предоперационного обследования, назначаются консультации профильных специалистов.

По результатам консультации и проведённого обследования хирург определяет вид и объём операции для ликвидации грыжи.

Всегда ли обязательна операция

Да. В настоящее время устранить грыжу передней брюшной стенки нехирургическими методами лечения невозможно. Если операция противопоказана, пациенту рекомендуют носить специальный бандаж, который в определённой степени замедляет формирование грыжи и препятствует выхождению в грыжевой мешок внутренних органов.

Противопоказания к операции (плановой)

В их числе:

• острые инфекционные болезни;
  • беременность на поздних сроках;
  • дерматит и экзема в области грыжи;
  • тяжёлые патологии внутренних органов (в том числе ишемическая болезнь сердца, инсульт, сахарный диабет), требующие лечения и предоперационной подготовки.

Возможность выполнения хирургического вмешательства в каждом конкретном случае врач определяет индивидуально.

Ход операции

Принципы хирургического вмешательства:

• удаляют грыжевой мешок (грыжесечение);
  • вправляют внутренние органы в брюшную полость;
  • укрепляют слабый участок стенки живота в области грыжевых ворот.

Операцию можно провести открытым (с разрезом) и малоинвазивным способом (лапароскопически).

Открытая операция технически проще, чем лапароскопическая. Малоинвазивная операция технически более сложная, однако у неё есть свои преимущества:

• выполняется без разрезов (вместо них хирург делает небольшие проколы, через которые вводит миниатюрную камеру, хирургические инструменты);
  • предпочтительна для ликвидации повторно образовавшихся грыж, двусторонних грыж;
  • хороший косметический эффект после операции;
  • более короткий и почти безболезненный послеоперационный период;
  • более быстрое возвращение к трудовой деятельности.

Сегодня подавляющее большинство операций выполняют лапароскопическим способом.

В зависимости от размера грыжи операцию можно провести под местной, перидуральной анестезией, под наркозом.

Как при открытой, так и при лапароскопической герниопластике грыжевые ворота закрывают с помощью специальной полипропиленовой сетки, имеющей хорошую совместимость с тканями человека.

Период пребывания в стационаре длится от 1 до 5 дней, что зависит от размера грыжи, объёма и технической сложности операции, течения послеоперационного периода.

Реабилитация начинается с момента окончания хирургического вмешательства. Продолжительность восстановительного периода может значительно варьировать (от 2 дней и более) и зависит от ряда факторов (сложности операции и др.).

Врачи Центра хирургии подробно расскажут вам о возможных вариантах операций и порекомендуют оптимальный для вас метод хирургического вмешательства. Своевременно выполненная операция предотвратит возможные осложнения, улучшит качество жизни.

Остались вопросы? Задать их, а также записаться на приём, обследование, операцию вы можете через контакт-центр по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в клинике.