Имплантация кава-фильтра

При некоторых заболеваниях в венах нижних конечностей, таза образуются тромбы. Венозная кровь из этих областей попадает в нижнюю полую вену и далее в правые отделы сердца — вначале в правое предсердие, а из него — в правый желудочек. Из правого желудочка кровь поступает в сосуд с большим диаметром — лёгочный ствол, который разветвляется на правую и левую лёгочные артерии. Тромбы могут попадать в лёгочные артерии и закупоривать их, что в некоторых случаях может заканчиваться смертью. Такую болезнь называют «тромбоэмболия лёгочной артерии» (ТЭЛА).

Одним из методов, позволяющих снизить риск развития тромбоэмболии лёгочной артерии, является установка в нижнюю полую вену (лат.  vena cava inferior) специальной «ловушки» для тромбов — так называемого кава-фильтра. Кава-фильтры могут иметь вид зонтика, гнезда, песочных часов. Их изготавливают из высококачественной стали, титана, никелево-титанового сплава (нитинола). Поверхность устройства покрывают мембраной, содержащей гепарин — вещество, препятствующее образованию тромбов.

Имплантацию кава-фильтров выполняют сердечно-сосудистые хирурги Центра хирургии UNIКлиник. Операция выполняется без разреза, так как для введения и установки фильтра нужен всего один прокол в вене.

Evidence-based medicine
Доказательная медицина

Используем только безопасные
и проверенные методы лечения

Показания к имплантации кава-фильтра

В их числе:

• повторяющийся тромбоз глубоких вен, который плохо поддаётся консервативной терапии (повторные случаи после лечения);
  • протяжённые плавающие (флотирующие) внутривенные тромбы;
  • тромбоз при сердечной недостаточности, мерцательной аритмии, опухолях.
  • эпизод ТЭЛА в прошлом;
  • неэффективность антикоагулянтов либо противопоказания к их применению, а также осложнения на фоне их приёма;
  • показания к операции у пациентов, имеющих склонность к тромбоэмболии;
  • высокая вероятность развития тромбоэмболии.

Противопоказания к имплантации кава-фильтра

Среди абсолютных:

• критическое сужение внутреннего просвета вены;
  • операционная недоступность вены.

Среди относительных:

• детский и подростковый возраст;
  • протяжённость тромбоза выше места ветвления нижней полой вены;
  • острые септические патологии.

Вопросы о том, нужна ли операция и есть ли техническая возможность её выполнить, решает врач в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретной клинической ситуации.

Подготовка к имплантации кава-фильтра

Пациента осматривает сердечно-сосудистый хирург. После осмотра пациент проходит лабораторно-инструментальную диагностику. В числе исследований:

• общий и биохимический анализы крови;
  • общий анализ мочи;
  • исследование крови на инфекции (ВИЧ, гепатиты, сифилис);
  • определение группы и резус-принадлежности крови;
  • оценка свёртывающей системы крови;
  • ЭКГ;
  • обзорная рентгенография или компьютерная томография (КТ) органов грудной клетки.

Пациента обязательно осматривает анестезиолог. В зависимости от ситуации могут назначаться другие исследования и консультации узких специалистов.

Нужно рассказать лечащему врачу обо всех принимаемых лекарствах, БАДах, растениях/растительных препаратах.

Со всеми нюансами подготовки вас ознакомят специалисты клиники.

Техника проведения операции

Процедуру выполняют в рентген-операционной, под местной анестезией, в некоторых случаях (по желанию пациента или по показаниям) возможна успокоительная седация.

Этапы вмешательства:

• Делают прокол (пункцию) в крупной вене. Чаще всего это бедренная вена, но может быть подключичная либо ярёмная.
  • Вводят в сосуд длинный гибкий катетер-проводник диаметром 2–3 мм.
  • Под визуальным рентгеновским контролем продвигают катетер до места, в котором планируют установить кава-фильтр.
  • Располагают катетер таким образом, чтобы его конец находился в центре просвета вены.
  • Высвобождают из катетера кава-фильтр. После выхода из носителя фильтр самопроизвольно расправляется, занимает нужное положение и закрепляется в просвете сосуда.
  • Катетер извлекают из вены.
  • Проводят контрольную флебографию — контрастное рентгеновское исследование вены.
  • Место прокола прижимают и закрывают стерильной повязкой.

Продолжительность процедуры — 20–120 минут.

В зависимости от показаний кава-фильтр устанавливают временно или навсегда.

Нужно помнить, что имплантация фильтра не влияет на причину тромбообразования, однако значительно уменьшает риск развития ТЭЛА.

После операции врач назначит необходимые медикаменты.

Осложнения

Как и после других хирургических вмешательств, после имплантации кава-фильтра могут развиваться осложнения. Однако выполнение операции опытными хирургами, использующими современные медицинские технологии и инструментарий, значительно снижает вероятность появления осложнений.

Реабилитационный период

После хирургического вмешательства пациента переводят в палату, где он находится в течение одних суток или более под наблюдением врача. Перед выпиской доктор даст рекомендации по образу жизни, приёму лекарств и т.д.

Если был установлен временный фильтр, доктор сориентирует, когда нужно будет удалить устройство. Важно придерживаться этих сроков, поскольку в противном случае кава-фильтр может врасти в стенку вены.

Установка кава-фильтра в UNIКлиник

Было доказано, что кава-фильтры снижают частоту летальных случаев при тромбообразовании. Если у вас есть риск развития тромбоэмболии, не откладывайте визит к врачу. Специалисты UNIКлиник проведут операцию по имплантации кава-фильтра, выяснят причину образования тромбов и постараются устранить её.

Записаться на консультацию, обследование и лечение вы можете через контакт-центр по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в клинике.

Ваше здоровье в настоящем времени

Диагностика в день обращения, операция
и восстановление в кратчайшие сроки