Лечение разрыва сухожилий

Сухожилия – это жесткие полоски, которые прикрепляют мышцы к костям. Разрыв сухожилия – это частичный или полный нарушение целостности этих тканей. Повреждение может быть вызвано травмой или повышенным давлением на сухожилие, возникающим во время занятий спортом или падения. Шанс такой травмы может быть выше, если у вас слабое сухожилие. Слабые сухожилия могут быть вызваны тендинитом, приемом стероидов, пожилым возрастом и хроническими заболеваниями, такими как артрит.

S53.01.001 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда первичный 2 600 р.
S53.01.003 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда повторный 2 400 р.
S53.01.002 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда первичный, к.м.н. 4 000 р.
S53.01.004 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда повторный, к.м.н. 3 500 р.
S53.01.005 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда детского первичный 2 500 р.
S53.01.007 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда детского повторный 2 300 р.
S53.01.006 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда детского первичный, к.м.н. 2 600 р.
S53.01.008 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда детского повторный, к.м.н. 2 400 р.
S53.01.009 Консультация врача-травматолога-ортопеда с использованием телемедицинских технологий 1 800 р.
S53.01.010 Консультация врача-травматолога-ортопеда, к.м.н., с использованием телемедицинских технологий 3 600 р.

Симптомы разрыва сухожилия

• Рвущийся или хлопающий звук во время травмы
  • Болевой синдром в области разорванного сухожилия
  • Слабость или скованность в поврежденной области
  • Припухлость
  • Синяки
  • Проблемы с ходьбой, перемещением части тела в области, где произошел разрыв сухожилия

Диагностика разрыва сухожилия

Ваш лечащий врач спросит о ваших симптомах и о том, что делали во время травмы. Он также спросит о любых ваших заболеваниях и лекарствах, которые вы принимаете. Ортопед осмотрит ваше сухожилие и проверит, насколько хорошо вы можете двигать область в разных направлениях. Вам также может понадобиться пройти любое из следующих обследований:

1. Рентген может показать, полностью ли сухожилие отделилось от кости.
  2. МРТ делает снимки вашего сухожилия, чтобы показать повреждение. Вам могут дать жидкость, чтобы картинки лучше отображались. Сообщите врачу, если у вас когда-либо была аллергическая реакция на контрастную жидкость. Не входите в кабинет МРТ с чем-либо металлическим. Металл может привести к серьезным травмам. Сообщите врачу, если у вас есть какой-либо металл в вашем теле или на нем.
  3. Ультразвук использует волны для отображения изображений вашего сухожилия на мониторе. Ультразвук может показать разрыв сухожилия.

Патогенез разрыва сухожилия

Механизм разрыва сухожилия примерно одинаковый. Резкое мышечное сокращение может быть слишком сильным. В результате физиологические пределы прочности и эластичности сухожилия не выдерживают, и оно рвется. У молодых людей травма может произойти от поднятия тяжестей, активных видов спорта, переразгибания в суставах или других чрезмерных нагрузках. У пожилых людей разрыв может возникнуть из-за хронических дегенеративных процессов. Они нарушают обмен веществ, чаще всего от этого ослабевают сухожилия, вызывая потерю эластичности. Такие ослабленные ткани рвутся при незначительном физическом воздействии.

Классификация и стадии развития разрыва сухожилия

Существует множество классификаций разрыва сухожилий. Вот некоторые из них:

— Частичный разрывы – контакт между частями сухожилия сохраняется.
— Полные разрывы – части сухожилия полностью отделены друг от друга.

• Свежие разрывы – до трех дней с момента травмы
  • Поздние – до месяца с момента травмы
  • Застарелые – больше 30 дней с момента травмы

Степень тяжести рассчитывается по классификации Лафосса.

0 - сухожилие в норме
1 - потеря волокнистости сухожилия до 50%
2 - потеря волокнистости свыше 50 %
3 - разрыв

Осложнения разрыва сухожилия

Если своевременно не назначить необходимого лечения, на сухожилии в месте повреждения начинает разрастаться соединительная ткань. Спустя некоторое время наступает уплотнение в участке травмы. Функции участка тела нарушаются рядом с местом повреждения сухожилия. При разрыве утрачиваются полностью. Происходит смещение концов сухожилий в разные стороны. Исправить такой дефект можно только оперативно.

Что делать в первые дни после травмы

Оставьте поврежденное сухожилие в покое до тех пор, пока боль и отек не уменьшается. Спросите своего лечащего врача, какие действия вы можете выполнять, пока ваше сухожилие заживет. Прикладывайте лед к травмированному участку на 15-20 минут каждый час в течение 48 часов или по указанию врача. Используйте пакет со льдом или положите колотый лед в пластиковый пакет. Накройте его полотенцем. Лед помогает предотвратить повреждение тканей и уменьшает отек и боль.

Сожмите рану эластичным бинтом, воздушной повязкой или шиной, чтобы уменьшить отек. Спросите своего лечащего врача, какое компрессионное устройство использовать и насколько плотным оно должно быть. Поднимайте поврежденную область выше уровня вашего сердца так часто, как только сможете. Это поможет уменьшить отек и боль. Если возможно, положите поврежденную область на подушки или одеяла, чтобы она была удобно приподнята.

Когда нужно немедленно обратиться за медицинской помощью?

1. У вас сильная боль в поврежденной области, даже после того, как вы приняли лекарство.
  2. Ваша рука или нога ощущаются теплыми, нежными и болезненными. Она может выглядеть опухшей и красной.
  3. Вы чувствуете головокружение, одышку и боль в груди.
  4. Появился кашель с кровью.

Как лечится разрыв сухожилия?

Лечение зависит от того, какое сухожилие вы разорвали и насколько серьезен разрыв. Вам может понадобиться любое из следующих действий:

• НПВC помогают уменьшить отек, острую боль и лихорадку. Это лекарство доступно как по назначению врача, так и без него. НПВС могут вызвать желудочное кровотечение или проблемы с почками у некоторых людей. Если вы принимаете препараты, разжижающие кровь, всегда спрашивайте своего лечащего врача, безопасны ли для вас НПВС. Всегда читайте этикетку лекарства и следуйте инструкциям.
  • Ацетаминофен уменьшает боль. Он доступен без назначения врача. Спросите, сколько принимать и как часто. Следуйте указаниям. При неправильном приеме ацетаминофен может привести к повреждению печени.

Поддерживающие устройства, такие как бандаж, гипс или шина, ограничивают движение и защищают ваше сухожилие. Если у вас разрыв сухожилия в ноге, необходимо использовать костыли. Это уменьшит боль, когда вы будете двигаться. Лечебная физкультура может быть рекомендована после уменьшения отека и боли. Её эффективность доказана многолетними исследованиями. Физиотерапевт научит вас упражнениям, которые помогут улучшить подвижность и силу поврежденной конечности.

Если у вас полный разрыв, может потребоваться применение хирургичесикх методик, чтобы прикрепить сухожилие к кости.

Хирургическое лечение. Реинсерция сухожилия

Сухожилия крепятся к определенным поврехностям кости – бугристостям. Если после разрыва, ортопед решает прикрепить сухожилие на это же место, то такая операция называется реинсерция.

Методика реинсерции сухожилия длинной головки бицепса плеча (также выполняется при повреждении сухожилий пальцев). Травма сопровождается нарушением функции сгибания. При разрыве дистального конца двуглавой мышцы возможно выполнение артроскопической операции без значительных разрезов. С помощью небольшого хирургического доступа врач накладывает шов на поврежденную ткань наиболее подходящей техникой. После чего на бугристости лучевой кости предплечья формируется небольшое отверстие. В него продевают нити с прикрепленным сухожилием и фиксируют ниже локтевого сустава. Малоинвазивная методика позволяет свести к минимуму травмирование здоровых тканей. Это означает короткие сроки заживления и практические полное отсутствие косметических дефектов. На второй третий день, если нет противопоказаний, можно покидать стационар.

После операции травматолог назначают иммобилизацию конечности. Ее продолжительность будет зависеть от проведенного хирургического вмешательства и характера травмы.

Хирургическое лечение. Пластика сухожилий

В некоторых случаях врач принимает решение присоединить сухожилие к новому месту прикрепления. Такая операция называется пластикой. При проведении обычно предпочтение отдают проводниковой анестезии. Поврежденные ткани прикрепляют с помощью аутотрансплантата. Дистальные (дальние от центра) и проксимальные (ближние) концы сухожилий подтягивают, устраняют рубцовые изменения, если они успели образоваться. Из дистального конца выкраивают лоскут или используют искусственный трансплантат. Его подшивают на место разрыва, увеличивая или укорачивая сухожилие, чтобы сохранилась физиологическая длина и функциональные возможности. Операция проводится через традиционный доступ (разрез) или артроскопическим методом (несколько проколов). Оптимальный способ выбирает врач, исходя из особенностей травмы.

Когда нужно повторно обратиться к в клинику?

• Ваши симптомы не улучшаются при лечении.
  • Вы чувствуете еще один хлопок, щелчок или трещину в вашем сухожилии.
  • У вас есть вопросы или опасения по поводу вашего состояния или ухода.

Вы имеете право обсудить с врачом свой план лечения. Узнайте о своем состоянии здоровья и о том, какие меры будут предприняты. Обсудите варианты лечения со своими лечащими врачами, чтобы решить, какой вид помощи вы хотите получить. У вас всегда есть право отказаться от лечения.

Прогноз. Профилактика

Обычно прогноз после операции на сухожилиях благоприятный. Индивидуальные сроки реабилитации зависят от тяжести травмы. Срок иммобилизации для большинства операций на сухожилиях составляет от 4 недель до 2 месяцев. Полгода потребуется на полное восстановление.

В этот период главная задача – профилактика послеоперационных осложнений: контрактуры (тугоподвижность), тромбоэмболии.

Приведенная выше текст выполняет просветительскую функцию для пациентов. Он не предназначен в качестве медицинского совета для отдельных состояний или методов лечения. Поговорите со своим врачом, медсестрой или фармацевтом, прежде чем следовать какому-либо медицинскому режиму, чтобы узнать, является ли он безопасным и эффективным для вас.

Запишитесь на первичный осмотр по телефону  +7 (495) 161-48-46