Радиочастотная абляция в лечении боли

Методику радиочастотной абляции (РЧА) нервов предложили более полувека назад Бернард Косман и Эрик Косман мл. Уже в 1952 году на рынок вышел первый коммерческий прибор для РЧА с управляемой температурой на кончике активного электрода и контролем сопротивления тканей. За последние 70 лет методика нашла своё применение в лечении аритмий, хирургии эпилепсии, при удалении новообразований и во многих других областях медицины.

Что же представляет собой методика РЧА? Она базируется на физическом принципе генерации тока высокой частоты на активном электроде, за счет чего молекулы жидкости в тканях начинают колебаться, вызывая тем самым повреждение сенсорных (чувствительных) волокон нервов.

Существует два принципиально различных варианта методики РЧА: термоабляция и импульсная абляция. Суть термоабляции в том, что ткани в месте расположения электрода разогреваются до 80 °C, из-за чего возникает их повреждение размером около 10 мм в диаметре. Это приводит к различным гистологическим изменениям в нервном волокне: валлеровской дегенерации нервных волокон; разрывам базальной мембраны, периневрия; другим аксональным повреждениям. Следует сразу отметить, что основные зоны, на которых проводится РЧА, состоят из аксонов (длинных отростков нервных клеток). Все эти повреждения носят обратимый характер и, как правило, проведение по нерву восстанавливается в течение 1–2 лет.

Второй вариант методики РЧА — импульсная абляция. Основана на генерации коротких радиочастотных импульсов, при которых не происходит выраженного нагревания тканей, а противоболевой эффект достигается за счёт модуляции проведения нервных импульсов (это явление ещё до конца не изучено). Импульсная РЧА проводится в случае, если необходимо воздействовать на смешанные (двигательные и чувствительные) волокна.

Направления использования РЧА

— Радиочастотная деструкция корешка тройничного нерва при тригеминальной невралгии — одна из самых распространённых манипуляций, проводимых для лечения хронических болевых синдромов. Ввиду меньшей инвазивности эта манипуляция выполняется тогда, когда проведение хирургического вмешательства невозможно, или когда возник рецидив болевого синдрома после проведённого вмешательства. Эффективность составляет до 90%. Но, к сожалению, боль возвращается у 80% пациентов в течение 5 лет.

— В лечении невралгии затылочного нерва положительный эффект достигается у 75% пациентов и сохраняется от 6 месяцев до 1 года.

— Фасеточный синдром, возникающий при патологии дугоотростчатых (межпозвонковых) суставов, составляет до 40% люмбалгий (поясничных болей) без проявления радикулопатии (то есть боль в спине изолированная, не отдаёт/не иррадиирует в ногу или таз). В данном случае проводят РЧА медиальных ветвей спинномозговых нервов, иннервирующих сустав. Стойкое клиническое улучшение достигается на срок 14–16 месяцев.

— Патология крестцово-подвздошного сочленения является довольно частой причиной развития хронического болевого синдрома в нижней части спины (от 10 до 30%). В данном случае проводится термоабляция медиальных ветвей сакральных (крестцовых) нервов, иннервирующих сустав.

— Болевой синдром при гонартрозе (артрозе коленного сустава), коксартрозе (артрозе тазобедренного сустава), артрозе плечевого сустава. РЧА доказала свою эффективность при данных патологиях в ряде рандомизированных исследований. В тех ситуациях, когда операция на суставе не показана, или инвазивное вмешательство сопряжено с высокими рисками (из-за сопутствующей патологии), или пациент по каким-либо причинам отказывается от операции, но у него сохраняется выраженный болевой синдром, проводится абляция нервов, иннервирующих сустав. Эффективность методики достигает 70–80%. Боль может вернуться через 12–16 месяцев, но во многих случаях достигается стойкая ремиссия.

— РЧА в импульсном режиме эффективна при пудендальной невралгии (патологии полового нерва), проявляющейся различными симптомами, имеющими общее название «хроническая тазовая боль».

— Появляется всё больше данных об успешном применении РЧА при невромах Мортона, нейропатической боли, дискогенной боли в позвоночнике.

Как проводится процедура

Процедуру проводят руководитель Центра, сертифицированный специалист по интервенционному лечению боли, член Ассоциации интервенционного лечения боли, врач — анестезиолог-реаниматолог Терехов Дмитрий Анатольевич и врачи-нейрохирурги Центра. Залогом успешного выполнения РЧА является командная работа, правильная и всесторонняя диагностика. Обычно в нашем Центре пациенты попадают на первичный приём к травматологу-ортопеду, нейрохирургу, неврологу. Профильные специалисты собирают жалобы и анамнез, проводят физикальное обследование пациента, формулируют диагноз. Если это необходимо, то назначается дополнительное обследование для более точной диагностики (МРТ).

После этого пациента направляют на интервенционные процедуры в Центр лечения боли. Там ему под контролем УЗИ или рентгена (С-дуги) проводят лечебно-диагностические блокады смесью глюкокортикостероида и местного анестетика (в некоторых случаях используют только местный анестетик). Суть этих блокад состоит в том, чтобы точно выяснить, в каком месте находятся нервы, отвечающие за формирование болевого синдрома. После успешной блокады может наступить стойкая ремиссия (облегчение боли) на несколько месяцев или лет (всё зависит от степени дегенеративных изменений). Если блокада была успешной (боль снизилась на 50% от исходного уровня), то специалисты нашего Центра могут порекомендовать РЧА.

Процедура не требует специальной подготовки и проводится в амбулаторных условиях. В назначенное время пациент приходит в клинику. Ему предоставляют комфортабельную палату со всеми удобствами, оттуда он идёт в операционную. Там с соблюдением стерильности врач под контролем рентгена (С-дуги) и иногда УЗИ располагает канюли прибора для РЧА максимально близко к нерву, вызывающему боль. Сначала проводится тестовая стимуляция, чтобы определить, не находятся ли рядом сенсорные и моторные (двигательные) волокна, отвечающие за иннервацию других областей. После этого проводят радиочастотную абляцию нерва. После выполнения процедуры мы наблюдаем пациента в течение 1–2 часов.

На что нужно обратить внимание

Противопоказанием к РЧА является инфекция мягких тканей вблизи места проведения манипуляции. Если у пациента нарушено свёртывание крови или он получает пероральные антикоагулянты, дезагреганты, то может потребоваться дообследование свёртывающей системы крови и коррекция имеющихся нарушений.

Если у пациента есть декомпенсированное заболевание (хроническая сердечная недостаточность 3 стадии, хроническая болезнь почек 2–3 стадий, инсулинозависимый сахарный диабет), то может потребоваться консультация профильных специалистов и коррекция лечения. Мы можем отложить манипуляцию до стабилизации состояния пациента.

Если пациент в последние три месяца перенёс острое коронарное событие (инфаркт, инсульт, стентирование, аортокоронарное шунтирование), то от РЧА лучше воздержаться. При выраженном болевом синдроме решение о тактике ведения будет принимать консилиум врачей. Для пациентов с отягощённой соматической патологией может потребоваться госпитализация для обследования и лечения сопутствующей патологии.

Что делать после блокады

Важно понимать, что РЧА не является патогенетическим лечением. Методика направлена на уменьшение боли, и расширение «реабилитационного окна». Отсутствие боли помогает нашим пациентам увеличить функциональные возможности организма и начать полноценную программу реабилитации. Именно физическая реабилитация и ЛФК являются важными звеньями патогенетической терапии, которые с высокой долей вероятности помогут забыть о болезненных ощущениях. Наши специалисты дадут рекомендации по дальнейшей реабилитации. В скором времени наша реабилитационная команда будет проводить реабилитацию в стенах клиники сразу после выполнения процедуры.

Многие пациенты спрашивают, можно ли будет избавиться от таблеток навсегда. К сожалению, нельзя решить проблему, формировавшуюся в течение многих лет, за один раз. Обычно, если болевой синдром существует долго, для его лечения тоже нужно потратить много времени и сил. В большинстве случаев терапии хронических болевых синдромов мы назначаем препараты, направленные на модуляцию (изменение) восприятия боли в центральной нервной системе.

Записаться на консультацию в Центр лечения боли вы можете через контакт-центр по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в клинике.

S23.03.024 Стандартная (термическая) радиочастотная абляция нервов, снабжающих крупные суставы (плечевой, коленный, тазобедренный, крестцово-подвздошный) или межпозвоночные (фасеточные) суставы (один сегмент) 1 категории сложности в условиях операционной 55 000 р.
S23.03.026 Стандартная (термическая) радиочастотная абляция нервов, снабжающих крупные суставы (плечевой, коленный, тазобедренный, крестцово-подвздошный) или межпозвоночные (фасеточные) суставы (один сегмент) 2 категории сложности в условиях операционной 82 500 р.