Удаление аденоидов у детей

Ребёнок храпит по ночам? Стал хуже слышать? Дышит ртом? Эти и некоторые другие симптомы могут свидетельствовать о таком заболевании, как увеличенные аденоиды. Диагностикой, лечением (в том числе хирургическим) этой патологии занимаются оториноларингологи UNIКлиник. Если у вас есть подозрение, что у вашего ребёнка увеличились аденоиды, или если ему уже поставили такой диагноз, наши специалисты вам помогут.

Что такое аденоиды

Аденоидами в обиходе называют носоглоточную (глоточную) миндалину (лат. tonsilla adenoidea). Ещё одно её название — аденоидные вегетации. Носоглоточная миндалина — это часть так называемого лимфоидного глоточного кольца (кольца Пирогова-Вальдейера). Это кольцо представлено скоплениями лимфоидной ткани в теле человека, а именно в начале дыхательных и пищеварительных путей. К элементам лимфоидного глоточного кольца также относятся нёбные и трубные миндалины, язычная миндалина. Лимфоидное глоточное кольцо играет важную роль в работе иммунной системы.

Почему носоглоточная миндалина увеличивается

Пожалуй, вряд ли можно найти ребёнка, который никогда не болел. Респираторные заболевания составляют существенную часть от всех болезней в детском возрасте. У некоторых детей после перенесённого воспалительного процесса в носоглотке носоглоточная миндалина нередко увеличивается (гипертрофируется). Такое увеличение (гипертрофия) аденоидов плохо влияет на здоровье и качество жизни.

Гипертрофия аденоидных вегетаций часто сопровождается гипертрофией нёбных миндалин.

Классификация увеличения носоглоточной миндалины

Выделяют 3 степени гипертрофии аденоидов, в зависимости от степени обструкции просвета хоан (отверстий, которыми каждая половина полости носа открывается в носоглотку).

— I степень: аденоидные вегетации занимают не более 1/3 верхней части свода носоглотки. Носовое дыхание при этом, как правило, не нарушается.

— II степень: ткань глоточной миндалины занимает не менее половины свода носоглотки.

— III степень: ткань глоточной миндалины занимает почти всю носоглотку. Носовое дыхание затруднено, ребёнок часто храпит.

Нередко у пациентов с гипертрофией аденоидов снижается слух из-за развития экссудативного среднего отита. Часто отмечается длительная заложенность носа, отделяемое по задней стенке глотки у ребёнка, покашливание после перенесённого простудного заболевания.

У детей школьного возраста на фоне гипертрофии аденоидов могут развиваться рецидивирующие синуситы (воспаление слизистой оболочки придаточных пазух носа).

Если во время сна ребёнок храпит и у него затруднено носовое дыхание, иногда на фоне этого родители могут отмечать проявления синдрома обструктивного апноэ сна: дневную сонливость, снижение успеваемости ребёнка в образовательных учреждениях, изменения поведения. Также на фоне затруднённого носового дыхания может нарушаться развитие лицевого скелета и изменяться прикус (у ребёнка появляется так называемое «аденоидное лицо»).

При наличии аденоидита (воспаления носоглоточной миндалины) основная жалоба — кашель разной степени выраженности, обычно ночной и утренний. Кашель может как быть сухим, так и сопровождаться наличием мокроты. При этом кашель — это проявление «постназального синдрома», то есть стекания отделяемого по задней стенке глотки. Кашель может отмечаться и при небольшом размере аденоидных вегетаций без сильного нарушения носового дыхания.

Показания к удалению аденоидов у детей

В их числе:

• выраженное увеличение носоглоточной миндалины: II-III степени, сопровождающееся нарушением носового дыхания и часто развитием осложнений (отиты);
  • нарушения сна и появление синдрома обструктивного апноэ сна;
  • нарушение правильного формирования лицевого скелета и развивающиеся нарушения прикуса.

Если у ребёнка с увеличенной носоглоточной миндалиной имеются признаки её воспаления, проводят консервативную противовоспалительную терапию.

После устранения воспалительного процесса оценивают показания к операции.

Диагностика увеличения аденоидов

Чтобы выявить гипертрофию носоглоточной миндалины и спланировать лечение ребёнка, применяются следующие методы обследования:

Эндоскопический осмотр полости носа и носоглотки. Наиболее информативный метод исследования, золотой стандарт диагностики. Применение «гибкой оптики» — фиброскопа маленького диаметра — позволяет проводить исследование максимально безболезненно на амбулаторном приёме, в том числе у детей младшего возраста. Полученное изображение можно сохранять и использовать его для сравнения с предыдущими или последующими данными, что помогает лучше корректировать тактику лечения.

Рентгенография носоглотки в боковой проекции. Применяется при невозможности проведения эндоскопии носа. Позволяет быстро и безболезненно оценить размеры аденоидных вегетаций при выраженной гипертрофии, но не позволяет оценить состояние слуховых труб, узнать, нет ли новообразований в области свода носоглотки. Также этот метод даёт меньше информации о состоянии аденоидов при умеренной гипертрофии или после ранее перенесённых вмешательств, в том числе после аденотомии.

Так как у детей с гипертрофией аденоидов может часто снижаться слух, нужно исключить развитие отита. Если осложнение одностороннее, снижение слуха на одно ухо у маленького ребёнка может долго оставаться незаметным и выявляться только при обследовании у лор-врача. Для точной диагностики применяется метод импедансометрии, позволяющий быстро определить нарушение функции слуховой трубы или наличие экссудата в ухе и не зависящий от субъективных факторов.

— Чтобы исключить другую патологию, сопровождающуюся нарушением носового дыхания и выделениями из носа, могут понадобиться дополнительные методы рентгенологического обследования, из которых наиболее точным является компьютерная томография (КТ) носа и околоносовых пазух. В UNIКлиник есть возможность выполнить низкодозовую КТ околоносовых пазух, обеспечивающую хорошую визуализацию данной области при небольшой лучевой нагрузке.

Также часто требуются консультации врачей смежных специальностей:

• аллерголога-иммунолога (чтобы исключить аллергическое происхождение отёка слизистой оболочки носовой полости, околоносовых пазух и носоглотки, при частых эпизодах ОРЗ);
  • ортодонта (чтобы исключить нарушения развития лицевого скелета на фоне нарушения носового дыхания, чтобы скорректировать тактику лечения);
  • инфекциониста (при затяжном и рецидивирующем течении воспалительного процесса, сопровождающемся увеличением лимфоидных структур носоглотки, лимфоузлов шеи и других групп лимфоузлов).

Если имеются расстройства сна на фоне нарушенного носового дыхания, показана консультация сомнолога (невролога) с проведением диагностики (полисомнографии, респираторного мониторинга) синдрома обструктивного апноэ сна.

Подготовка к операции по удалению аденоидов

Ребёнка осматривает детский оториноларинголог, который будет делать операцию. Проводится лабораторно-инструментальная диагностика, назначаются консультации некоторых детских специалистов:

• общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • оценка свёртывающей системы крови;
  • анализы на сифилис, гепатиты B и C, ВИЧ;
  • мазки из носа и зева;
  • осмотр детского стоматолога, заключение о санации полости рта;
  • по показаниям – осмотр других специалистов (например, если у ребёнка есть какое-то хроническое заболевание);
  • заключение педиатра о том, что ребёнок не контактировал с больными инфекционной патологией, и о возможности удаления аденоидов.

За неделю до хирургического вмешательства отменяют медикаменты, которые могут влиять на свёртываемость крови (например, препараты ибупрофена, ацетилсалициловой кислоты). Препараты отменяют после согласования с доктором, который их назначил. Остальные лекарства следует принимать только по назначению врача.

Операцию проводят натощак.

Методы удаления аденоидов

Операция по удалению гипертрофированной ткани глоточной миндалины называется «аденотомия».

Раньше подобное хирургическое вмешательство обычно проводили под местной анестезией, что чаще всего оставляло определённые воспоминания у маленьких пациентов. В ходе операции применяли специальные инструменты — аденотомы, позволявшие «срезать» гипертрофированную ткань аденоидов. После операции часто отмечались рецидивы гипертрофии или могли развиваться рубцовые изменения в носоглотке.

В настоящее время рекомендуется выполнять аденотомию под эндотрахеальным наркозом, что обеспечивает адекватную анестезию и позволяет спокойно проводить операцию, с тщательной остановкой кровотечения в области операционной раны.

Для оптимальной визуализации структур носоглотки применяют эндоскопы с оптическим увеличением и с различным углом зрения, позволяющие оценивать как сами аденоидные вегетации, так и область слуховых труб, структуры полости носа.

В современных стационарах для непосредственного удаления аденоидных вегетаций применяют более совершенные приборы — микродебридеры (шейверы). Они позволяют проводить операцию максимально точно, малотравматично и бескровно, не затрагивая область слуховых труб.

Для остановки кровотечения применяют радиоволновые аппараты со специальными насадками, позволяющими точечно воздействовать на кровоточащие участки слизистой, не повреждая другие структуры носоглотки.

Операцию по удалению ткани аденоидов проводят и с помощью лазера (лазерная аденотомия), радиоволнового скальпеля.

Восстановление после удаления аденоидов

В зависимости от разновидности анестезии во время операции, общего состояния ребёнка, течения послеоперационного периода, доктор может отпустить ребёнка домой через несколько часов после аденотомии либо на следующий день (если нет кровотечения).

В раннем послеоперационном периоде (3–5 дней после операции) могут наблюдаться дискомфорт, боли в области вмешательства, в носу; небольшая гнусавость голоса из-за отёка тканей; может повышаться температура тела до невысоких цифр (до 37,2 °C). Первую неделю после операции ребёнок соблюдает щадящий домашний режим; необходимо избегать физической активности, горячих водных процедур, давать ребёнку щадящую негорячую пищу.  Также нужно избегать контактов с больными ОРВИ на протяжении двух недель.

Поздний послеоперационный период. Его продолжительность — примерно от 1 до 2 месяцев. В это время постепенно ослабевают симптомы (дискомфорт, боли, отёчность тканей). Если ткани удаляли радиоволновым скальпелем, в ряде случаев появляется неприятный запах. Он объясняется тем, что во время операции ткани в определённой степени прижигаются (для профилактики кровотечения), и на этом месте появляется плёнка. Когда она отходит, появляется запах.

В помещении следует поддерживать достаточную влажность, регулярно его проветривать.

Удаление аденоидов у детей в UNIКлиник

Увеличенные аденоиды — сравнительно частая проблема, с которой сталкиваются дети. Если она есть и у вашего ребёнка, обращайтесь к детским оториноларингологам UNIКлиник. Наши лор-врачи обследуют вашего ребёнка и назначат ему лечение, которое будет оптимальным в его конкретном случае.

Цена удаления аденоидов может зависеть, в частности, от вида операции; уточнить, сколько стоит процедура, можно у сотрудников центра

Записаться на приём к детскому лор-врачу вы можете по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в клинике.